Прежде всего, следует выразить огромную благодарность Горьковскому автомобильному заводу за то, что в лихие 90-е это заслуженное предприятие выпустило на рынок модельный ряд микроавтобусов «Газель». Юркие, относительно недорогие автомобильчики (раскрашенные, как правило, в желтый цвет) вплоть до наших дней стали сущим спасением для организации городских и междугородных пассажирских перевозок. «Газели» широко использовались как частными перевозчиками-одиночками, так и в деятельности крупных автотранспортных предприятий.
Продажа автобусов ПАЗ в вышеописанный период также была на подъеме. Малогабаритные ПАЗики ничуть не менее распространены, однако при этом они гораздо более комфортны для пассажиров. Наряду с просторностью и вместительностью, они имеют хорошую маневренность в условиях городских улиц и достаточно низкий расход топлива.
Однако со временем на поверхность всплыли проблемы, связанные с эксплуатацией именно «Газелей», одной из самых популярных в России автомобильных марок. В первую очередь, разумеется, речь идет о безопасности движения. С конструкционной точки зрения эти микроавтобусы не слишком приспособлены для работы в качестве городских маршрутных такси. Пассажиры в них испытывают множество неудобств. Чрезмерно сильный расход топлива побуждает многих водителей переоборудовать свое транспортное средство на газ, зачастую кустарным способом, оснащают его дополнительными, не предусмотренными для сидения местами, многократно повышая его опасность. Манера езды отечественных водителей – отдельная песня. В результате годовая статистика ГИБДД РФ по ДТП с участием маршрутных такси повергает в ужас.
Регулярно то из одного, то из другого региона России доносятся сведения о том, что владельцы морально устаревших марок автобусов и микроавтобусов не допускаются к муниципальным конкурсам на право осуществления пассажироперевозок. Намечаются очевидные тенденции к переходу на автобусы большей вместимости, наподобие КАВЗ 4238. Сторонники данной меры мотивируют свое предпочтение тем, что увеличение вместимости городского маршрутного транспорта приведет к снижению чрезмерно большого количества транспорта. И, как следствие, к увеличению пропускной способности городских автомобильных дорог.
Отчасти в этом есть рациональное зерно. Но нельзя не заметить, что, принимая подобные решения, чиновники действуют по принципу «Новое – это хорошо забытое старое». Стоит вспомнить советские годы, когда настоящими «королями городских улиц» были величественные «Икарусы» с гармошкой – 280-й серии. Предприятие «Ikarus EAG» прекратило свое существование в 2003 году. Однако дело «Икаруса» живет и побеждает. Альтернативой ему сегодня являются, к примеру, автобусы ЛиАЗы 6212 модели.