Для придания металлоизделию большей выразительности с обратной стороны по контуру рисунка проходят черенком или полукруглым боем чеканного молотка.
Не следует забывать, что при изготовлении изделий из листового металла в технике просечного металла возможно применение приемов чеканки и наоборот, в этом случае основной узор представляет собой рельеф, выполненный в технике чеканки, а фон высекается.
Данный прием можно использовать при изготовлении светильника, придав ему форму старинного фонаря, Сначала на листе бумаги вычерчивают шаблон — развертку изделия в натуральную величину. Если изделие состоит из нескольких элементов, то готовят соответствующее количество шаблонов. Затем шаблон крепят на листе металла и с помощью керна точками отмечают линии рисунка. Линии будущих изгибов наносят чертилкой, а в дальнейшем по ним проходят прямым чеканом — расходником. Удары наносят с обратной стороны изделия так, чтобы на лицевой образовалась выпуклая линия, по которой в дальнейшем форму будут выгибать.
Метллообработка часто осуществляется и методом травления. Для приготовления состава сернокислую медь залп вают горячей водой, в перенасыщенный раствор добавляю! хлористый натрий и соляную кислоту, после чего ем перемешивают и охлаждают до комнатной температурЕ.1
Деталь опускают в раствор на 20—25 с, затем вынимают и удаляют образовавшийся шлам. Повторяют так несколько раз, пока не достигнут необходимой глубины травления.
При негативном травлении поступают наоборот — защитным составом покрывают линию рисунка, а фон оставляют открытым. Восковую мастику наносят с помощью кисточки или стеклянной трубочки с оттянутым носиком, набирают ее небольшими порциями, чтобы она не застывала. Далее рисунок ретушируют с помощью сталь них игл и скальпеля, удаляя лишнее покрытие.
Защитный состав для алюминия состоит из 100 г SSH, 90 г каолина и растворителя, в качестве которого используют этилацетат и бензин в соотношении 2 : 1 или один бензин. Растворитель добавляют до получения удобной для работы пасты.
Травлением можно получать не только графические, но и рельефные изображения и фактуру. Для этого травление проводят в несколько этапов. Сначала на эскизе отмечают детали, которые должны иметь наибольшую высоту, затем — детали рисунка второго плана, третьего и т. д. Е-1а металле резервным составом покрывают детали первого плана. Сняв металл на некоторую глубину, этим же составом изолируют детали второго плана и продолжают травление незащищенных участков. Так поступают несколько раз. В разрезе такой рельеф имеет форму ступеней с отдельными элементами рисунка, разными по высоте. Варьируя глубину травления различных участков, можно создать пластичный рельеф. Обработав его с помощью чеканов (сбив острые грани), рельефу придают мягкие плавные линии.