Что такое планирование карьеры сегодня? По сути дела, это ответы на вопросы, которые должен задать себе любой человек, чьей задачей является продвижение по карьерной лестнице или поиск работы. Что я собой представляю, каковы мои знания, интересы, умениия, ценности? Слабые и сильные стороны характера, какой работой я хочу заниматься? Какой тип карьеры меня привлекает? Что я должен сделать, чтобы достигнуть этого? Какое образование мне нужно и так далее?
Из всех этих факторов, влияющих на карьерный рост специалиста, пожалуй, самым важным является выбор специальности, которая будет востребована в ближайшие годы. Последнее десятилетие породило бум на такие специальности, как экономисты, бухгалтеры, юристы, специалисты в области рекламы. На сегодняшний день существует перенасыщение рынка труда по этим профессиональным позициям. Особенно четко эти тенденции проявились в условиях экономического кризиса. Поэтому ориентация рынка труда в последующие годы существенно изменится. В ближайшее будущее, по оценкам специалистов, на рынке труда будет ощущаться нехватка специалистов в области энергетики, автоматизации и управления, IT-технологий, информационной безопасности, строительства, нанотехнологий, биотехнологий, землеустройства. В различных отраслях экономии уже сегодня ощущается дефицит инженерных кадров. Специалисты такого профиля будут наиболее востребованы. Карьерный рост может быть динамичным, связанным со сменой должностей, и статичным, осуществляющимся в одном месте путем профессионального роста. Карьерный рост предполагает не только движение вверх, но и поступательное движение в совершенно другом направлении – по горизонтали.
Это означает приобретение новых профессиональных навыков и знаний, расширение профессиональных возможностей. Часто такая необходимость возникает, когда специалист, изучив свой участок работы, стремится к продвижению вперед, но вакансии на этих позициях уже заняты. Тогда и появляется возможность движения в сторону, что на профессиональном языке специалистов по персоналу называется ростом по горизонтали. Особенно актуален такой профессиональный рост в условиях кризиса. Развиваясь, специалисты могут существенно повысить свою рыночную стоимость. Как примеры такого роста можно привести освоение сотрудником, занимавшимся подбором кадров, дополнительного функционала оценки и обучения. Менеджеры по рекламе, специализирующиеся на внешнем PR, могут переключиться на внутренний и так далее. Студентам работу же, желательно выбирать не промоуторами и курьерами, а максимально приближенную к своей будущей специальности.
Т.е. планирование карьерного роста должно начинаться еще в период получения образования.