Саратовские новости

Вверх по карьерной лестнице

Что такое планирование карьеры сегодня? По сути дела, это ответы на вопросы, которые должен задать себе любой человек, чьей задачей является продвижение по карьерной лестнице или поиск работы. Что я собой представляю, каковы мои знания, интересы, умениия, ценности? Слабые и сильные стороны характера, какой работой я хочу заниматься? Какой тип карьеры меня привлекает? Что я должен сделать, чтобы достигнуть этого? Какое образование мне нужно и так далее?

Из всех этих факторов, влияющих на карьерный рост специалиста, пожалуй, самым важным является выбор специальности, которая будет востребована в ближайшие годы. Последнее десятилетие породило бум на такие специальности, как экономисты, бухгалтеры, юристы, специалисты в области рекламы. На сегодняшний день существует перенасыщение рынка труда по этим профессиональным позициям. Особенно четко эти тенденции проявились в условиях экономического кризиса. Поэтому ориентация рынка труда в последующие годы существенно изменится. В ближайшее будущее, по оценкам специалистов, на рынке труда будет ощущаться нехватка специалистов в области энергетики, автоматизации и управления, IT-технологий, информационной безопасности, строительства, нанотехнологий, биотехнологий, землеустройства. В различных отраслях экономии уже сегодня ощущается дефицит инженерных кадров. Специалисты такого профиля будут наиболее востребованы. Карьерный рост может быть динамичным, связанным со сменой должностей, и статичным, осуществляющимся в одном месте путем профессионального роста. Карьерный рост предполагает не только движение вверх, но и поступательное движение в совершенно другом направлении – по горизонтали.

Это означает приобретение новых профессиональных навыков и знаний, расширение профессиональных возможностей. Часто такая необходимость возникает, когда специалист, изучив свой участок работы, стремится к продвижению вперед, но вакансии на этих позициях уже заняты. Тогда и появляется возможность движения в сторону, что на профессиональном языке специалистов по персоналу называется ростом по горизонтали. Особенно актуален такой профессиональный рост в условиях кризиса. Развиваясь, специалисты могут существенно повысить свою рыночную стоимость. Как примеры такого роста можно привести освоение сотрудником, занимавшимся подбором кадров, дополнительного функционала оценки и обучения. Менеджеры по рекламе, специализирующиеся на внешнем PR, могут переключиться на внутренний и так далее. Студентам работу же, желательно выбирать не промоуторами и курьерами, а максимально приближенную к своей будущей специальности.

Т.е. планирование карьерного роста должно начинаться еще в период получения образования.