В 1959 году молодой студент- дипломник Сурьякант Нарасинх Чоудхури проводил раскопки в Западной Индии. Не прошло и недели раскопок, как он сделал свое первое открытие. Внутри малого кургана этот ученый-археолог раскопал квадратную комнату. Под полом лежал небольшой терракотовый горшок с девятью медными монетами, которые позволили установить возраст этого слоя — не менее 1500 лет. Через несколько недель в большом кургане нашли безголовую скульптуру Будды из терракоты, метровой высоты. А через три дня Чоудхури нашел голову изваяния. За этот сезон полевых работ Чоудхури и другие археологи из его университета обнажили всю ступу и извлекли из земли более 30 изображений Будды, наряду с множеством тщательно сделанных арок, пилястр и кирпичей. И наконец, зимой 1962/63 года он довел раскоп до центра святилища и обнаружил тщательно вставленную среди каменных плит в самом центре ступы шкатулку с мощами, над которой монахи воздвигли этот курган примерно 1600 лет назад.
Эта плоская круглая шкатулка из черной полированной керамика, высотой 7,5 сантиметра и иаметром 18 сантиметров, состояла из трех частей: корпус, плотно подогнанная плоская крышка и округлая пробка примерно 1,3 сантиметра высотой, вставленная в отверстие в крышке. На боковой поверхности и днище были надписи на древнем санскрите. Внутри лежала другая закрытая шкатулка, из меди. Коррозия покрыла ее зеленоватым слоем окисла и наглухо запечатала. Рентгеновский снимок этой шкатулки показал, что внутри нее находится еще один, третий сосуд.
Кропотливая химическая обработка позволила открыть медную крышку и извлечь прелестный шарообразный сосуд из золота. Рядом с ним лежали крошечные шелковые свертки с ритуальными пожертвованиями в виде бусинок, маленьких шариков из ароматического дерева и полосок из золота и серебра. Несмотря на разбитую крышку, золотой сосуд все еще сохранял свое содержимое — пепел кремации.
Когда санскритские надписи на первом сосуде были переведены, стало известно время возведения святилища — 127-й год царствования династии Катхикас, середина I века н. э. Одна из строк объясняла смысл реликвий. На санскрите она звучала так: "Дашабала Шарира Нилайаха" — "Это местопребывание останков Дашабалы (одно из имен Будды)".
Потрясающе! Судя по всему, Чоудхури открыл одно из захоронений священных останков Сиддхартхи Гаутамы, которого называли Будда, что означает "Единственный Просветленный". Этот индийский пророк где-то примерно в VI или V веке до н. э. заложил основы религии буддизма. По традиции, после смерти Будды его останки кремировали, пепел разделили между восемью кланами и разместили в святилищах в восьми разных местах, разместив в шкатулках из золота, меди и керамики. Некоторые из них были позднее перераспределены по всей Индии.
Вероисповедание, основанное Сиддхартхой, стало одной из величайших мировых религий, имеющей около 250 миллионов приверженцев в Юго-Восточной и Северной Азии — в Шри Ланке, Таиланде, Бирме, Китае, Корее, Японии и Тибете. Эти верующие почитают Будду как Просветленного, чье учение, увековеченное после его смерти в священных книгах, указывает путь к достижению Нирваны — идеального состояния блаженства, которое не может быть определено ни как Бытие, ни как Небытие и которое несет с собой освобождение от перемен, желаний и страданий человеческой жизни. На санскрите слово Нирвана означает "угасание". Благодаря развитию личной нравственности и мудрости, а также отказу от ложных идей в душе человека угасает огонь жадности, ненависти и невежества.
Открытие Чоудхури принесло ему степень доктора. Он продолжил свою успешную карьеру археолога в том самом университете, из которого в свое время Суббарао грозился его выгнать. Но его открытие имело гораздо большее значение. Им закончился определенный период в археологических исследованиях, который начался более полутора веков назад, в то время, когда буддизм, хотя и процветавший в пограничных с Индией областях от острова Цейлон (теперь Шри Ланка) до гималайского королевства в Тибете, был, в сущности, совершенно забыт на своей родине.