В зависимости от исторических предпосылок, местных страхов и традиций, представлений об окружающем мире, географического расположения возникали различные культы, верования, секты, религии. В дальнейшем они имели значительное влияние на развитие не только отдельных людей, общин, а целых государств. Пожалуй, одним из ярких примеров в подтверждение моих слов будет конфуцианство. Данное учение продвигало концепцию четкой структуризации общества на основе нескольких типов межличностных отношений и кровно – родственной связи, считавшее представителей других стран варварами, которых нецелесообразно завоевывать. Конфуцианство длительное время было доминирующим учением в Китае, а это значительным образом повлияло на внешнюю политику страны. Китайское правительство не только не вело завоевательных кампаний, но и всячески хотело оградиться от возможного проникновения «варваров» на территорию страны. Собственно подобное желание имело реализацию в виде воздвижения Великой Китайской Стены, продолжительность которой составляет почти 9 тысяч км. Религиозными учениями с точки зрения науки занимается религиоведение.
Своей задачей религиоведение, как наука, ставит изучение мировоззренческих, этических, этнических, исторических, моральных, ценностных предпосылок для возникновения религиозного учения или его ответвлений, а так же его влияние на отдельно взятого человека и общество в целом.
Религиоведение на основе накопленных за много веков знаний дает возможность четко очертить религиозную карту мира в далеком прошлом, настоящем и предугадать ее вид в будущем.
Религиоведение рассматривает и исследует религию не как духовный путь и наставление в достижении просветления, нирваны, нахождения Бога и мудрости, а как некий абстрактный нематериальный объект, который имеет свои закономерности функционирования, формы и аксиомы. А они рассматриваются, анализируются и критикуются со стороны совершенно конкретной значимости и влияния на личностное развитие человека, его психологический портрет и систему ценностей, представления об окружающем мире и норм общения в пределах социума. Это достаточно сложная и кропотливая работа, поэтому не следует к религиоведению относиться как к «несерьезной» науке.
История, философия, культурология, психология, этика, этнология, география, социология и другие науки расценивают религию лишь как дополнительный мотивационный фактор, который в какой-то мере повлиял на то или иное событие. Но только религиоведение в своем подходе имеет множество систем и методик, которые позволяют рассмотреть любую религию в разных аспектах и на разных уровнях, что позволяет оценить всю многогранность и глубину отдельно взятой религии или учения.
Не стоит полагать, что религиоведение изучает верования, которые давно канули в лету и не представляют никакой ценности. Множество религий, которые сформировались много веков назад дошли до наших дней, оставшись неизменными своим идеям. (Примером может быть зороастризм, который возник на рубеже 2 и 1 тыс. до н.э. и считается самой древней религией откровения)
Если рассматривать религиоведение с точки зрения целесообразности для современности, то можно легко понять что эта наука позволяет с большой вероятностью предугадать возможное возникновение той или иной секты или течения, которые будут иметь элементы экстремизма и этносепаратизма, которые в свою очередь могут вызвать этноконфессиональные и межэтнические конфликты.
Религиоведение как самостоятельная наука возникла в XIX веке и является на сегодняшний день актуальной и необходимой, позволяющей, возможно, опираясь на опыт прошлого, сделать меньше ошибок в будущем.