Логистические операции с участием различных видов транспорта сопровождают все материальные потоки по пути их движения от источника сырья до конечного потребителя. На выполнение этих операций уходит до 50% общих затрат, связанных с логистикой.
Выбор того или иного вида транспорта, оптимально подходящего для каждой перевозки, определяется особенностями и специфическими характеристиками каждого вида транспорта. Авто и жд-перевозки составляют основу транспортных потоков. Каковы плюсы и минусы каждого их них?
Перевозка автотранспортом чаще всего означает перевозки на относительно небольшие расстояния. Главным преимуществом автомобильного транспорта небезосновательно считают его маневренность. Возможность доставки «от двери до двери» со сколь угодно высокой степенью точности — это удобно. Регулярность поставок с этим видом транспорта обеспечивается крайне легко. Автомобилями малой грузоподъемности можно доставлять малые партии товара. При нерегулярных поставках необязательно иметь свой автопарк, вполне подойдет и заказ газели или другого сходного по грузоподъемности автомобиля. При перевозке автотранспортом требования к упаковке грузов не столь жесткие, как при перевозке другими видами транспорта.
Что касается недостатков, то они есть. Главный бич автоперевозок — их высокая себестоимость. Это следствие того, что плата за перевозку груза, сколько бы его ни было, взимается по максимальной величине грузоподъемности автомобиля. Кроме того, к недостаткам автотранспорта причисляют возможный угон машин, хищение грузов, высокую срочность разгрузки, относительно небольшую грузоподъемность. Экологи много говорят об опасности автотранспорта для окружающей среды.
К несомненным достоинствам железнодорожного транспорта относится его приспособленность к перевозке в любых погодных условиях различных партий грузов. Железнодорожным транспортом можно доставлять грузы на большие расстояния и делать это сравнительно быстро. Возможно выполнение регулярных перевозок. Среди недостатков железнодорожного транспорта — слабые возможности по доставке грузов к местам потребления. Там, где железнодорожные пути на проложены, необходимы дополнительные виды транспорта для доставки груза потребителям. Так же в сфере перевозок по железной дороге весьма ограниченное число перевозчиков.