Саратовские новости

Автокраны отечественного производства

В 30-х годах коммунисты, получившие полную власть, объявили об индустриализации страны. Началось строительство первых ГЭС, заводов, мостов и дорог. И, естественно, новых жилых кварталов. Тогда же со всей очевидностью стал вопрос о необходимости мобильных кранов, имеющих самоходные шасси.

В 1934 году выпустил АТП-1 — первый автомобильный кран отечественного производства. Кран поднимал до 1,5т веса на высоту до 3-х метров, монтировали его на шасси грузового автомобиля Я-5. Перед началом войны таких кранов производили не более 150 штук за год. Краны получали большую нагрузку, как следствие — служили недолго, а потому выпускаемых машин явно не хватало. Ведь такого понятия, как аренда автокрана, тогда не было.

В 1941 году автокрановый завод Одессы начал производить новые автокраны, которые базировались на шасси ЗИС-6. Такие машины имели тросово-блочные приводы, и поднимали грузы весом до 3т на высоту до 5-ти метров. Такие автокраны называли «январцами», по имени выпустившего их завода. Впоследствии этот вид кранов модернизировали, и выпускали еще до 50-го года.

Конечно же, наступление войны не содействовало развитию автокранового производства. К примеру, за 1946 год выпустили всего 116 кранов, а требовалось их гораздо больше, как зачастую требовался и манипулятор.

На фабриках, заводах и рудниках надо было восстанавливать производства. Для этого требовался значительный рост изготовления автомобильных кранов, и в 50-м году выпустили уже 4152 машины.

Немного позже, в 50-х годах, в Ставрополе и Балашихе открывают новые заводы по производству автомобильных кранов. Крановый завод города Дрогобыча, который открыли на базе Львовского завода автопогрузчиков, начал выпускать канатно-блочные автомобильные краны, имеющие механический привод и решетчатую гнутую стрелу. Однако прочность рам на скручивание упомянутых автомобильных кранов была недостаточной, что довольно часто становилось причиной перекосов, прогибов косынок, образования трещин в лонжеронах.

Наиболее удачной моделью завода можно назвать кран ЛАЗ-690, оснащенный гнутый стрелой, и имеющий возможность поднимать груз весом до 3т на высоту больше 7-ми метров. Эта модель автомобильных кранов широко использовалась по всей стране. С их помощью могла осуществляться перевозка бытовки, их применяли для погрузочно-разгрузочных работ, для строительства в городах и селах, работы на дорогах, складах или портах.