Процессорный подход подразумевает, что все ресурсы, которыми располагает компания рассматриваются как процессы. Применение данного принципа обязывает организацию к определенной последовательности действий, в результате которой будут определены процессы, необходимые для выпуска продукции; установлена четкая последовательность и связи между разными процессами; определены ответственные лица (скорректированы их полномочия); определены конечные результаты каждого процесса, критерии их измерения и оценки; составлен список внутренних и внешних поставщиков и потребителей; определены необходимые для достижения цели процессов ресурсы, методы, материалы.
Суть подхода в том, что выполнение любой процедуры на производстве – это процесс, вся деятельность организации – цепь таких процессов. Рассматривая организацию, таким образом, становится понятны взаимосвязи между разными видами деятельности.
Становится проще ориентировать службы на конечный результат. Управление компанией будет проще. Становится, возможно, измерять результат количественными показателями. Создание команды, которая будет мотивирована на достижение цели.
При реализации процессного подхода основное внимание уделяется обеспечению каждого процесса ресурсами для достижения поставленной цели. И в то же самое время существует жесткий контроль над расходованием этих ресурсов.
Однако в ходе реализации принципа процессного подхода многие организации испытывают затруднения. Проблемы вызваны тем, что для оценки процессов СМК не применяют показатели эффективности, характеризующие соотношение между достигнутыми результатами и использованными ресурсами. Это не является нарушением требований международных стандартов ИСО, согласно которым компания вправе самостоятельно выбирать критерии и методы оценки. Однако эксперты считают это главным упущением документа: использование критериев эффективности должны быть регламентированы.
У процесса есть очень конкретная цель – в определенный срок выполнить какое–либо действие и получить продукт. Но временные показатели и количество выпущенной продукции не полностью характеризуют процесс. Компания получит гораздо больше пользы, если будет применять финансовые показатели, как критерии оценки результатов, как рекомендует стандарт ISO 9004:2000 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению". Финансовые показатели – это затраты на предупреждение и оценку; расходы на устранение несоответствий; издержки на внутренние и внешние отказы и т.п.
Только таким образом можно отойти от показателей результативности к финансовой пользе внедренного процесса.