Саратовские новости
экономика

Названы причины, мешающие выставлению счетов за тепло по приборам учета

11 февраля 2010г.

    Энергетики не меньше потребителей заинтересованы уйти от устаревшей  «бесприборной» системы оплаты за тепло, поскольку это позволит снять споры по поводу объема потребленной тепловой энергии и выполнить требования закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».  Для ведения расчетов по показаниям приборов учета тепловой энергии необходимо провести комплекс приемо-сдаточных мероприятий, которые осуществляет филиал «Волжская ТГК» «Территориальное управление по теплоснабжению в г.Саратов». С начала отопительного сезона (октябрь-январь) на учет были поставлены 643 теплосчетчика. Всего на учете на данный момент порядка 3200 теплосчетчиков.
Напомним, что узел учета – это несколько приборов, которые выполняют функции накопления, хранения, отображения информации о массе, температуре, давлении теплоносителя, времени работы и производят расчет тепловой энергии. 

  Однако прибор недостаточно вмонтировать в систему отопления. Его еще нужно зарегистрировать - то есть поставить на коммерческий учет в теплоснабжающей организации. В соответствии с «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя», вызов представителей Управления по теплоснабжению для оформления допуска узла учета теплоты осуществляется не менее чем за 5 дней с предоставлением необходимой документации. Специалисты по тепловой автоматике выносят своё заключение о его годности к эксплуатации и если все требования «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» соблюдены, подписывают Акт допуска узла учета в эксплуатацию не позднее, чем через 10 дней с момента подачи заявки.

  Но, как показывает практика, случаев отказа  в допуске в эксплуатацию  немало. Так, по данным на 9 февраля 2010 г., не поставленными на коммерческий учет остается около 120 теплосчетчиков. Мы насчитали 7 причин, почему это происходит.

  Основные причины отказа следующие:

1. Руководители управляющих организаций не предъявляют необходимой документации, хотя существует определенный «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя» список. Таких фактов около 30%.
2. Замечания по монтажу  теплосчетчиков (до 15%) Энергетики не имеют права ставить такой прибор на коммерческий учет. Поскольку он в лучшем случае даст искаженные показатели, в худшем – нарушит работу всей системы теплоснабжения здания.
3. Ошибка программирования вычислителя, обрабатывающего показания с датчиков. Существует 12-16 вариантов программирования в зависимости от системы теплоснабжения. Неграмотное программирование зачастую приводит к тому, что потребитель начинает получать завышенные счета. Энергетики здесь совершенно не виноваты – ведь счета начисляются согласно показаниям приборов учета, которые им предоставляют руководители УК и председатели ТСЖ, ЖСК.
4. Заводской дефект приборов. Так, печально знаменита марка под названием «Малахит», которая зачастую через несколько суток после начала эксплуатации начинает давать неверные показания. В настоящий момент производство счетчиков «Малахит» прекращено, однако в ряде домов такие узлы уже установлены. Руководителям УК, ТСЖ, ЖСК придется сменить бракованные приборы учета на качественные.
5. Отсутствие защиты от несанкционированного вмешательства в работу приборов. В ряде домов грамотно смонтированные и запрограммированные счетчики не охраняются. В 3-5% случаев помещение, где установлен узел учета, не закрывается на замок. То есть туда имеют доступ посторонние люди и могут разрушить прибор учета или изменить его показания.
6. Есть и сугубо организационные причины, почему узлы учета не поставлены на коммерческий учет. Так, за последние три месяца не менее 10 раз специалистов «Волжской ТГК» не допускали в подвал, объясняя отказ отсутствием ключей. Однако впоследствии показания приборов учета как-то снимались и от энергетиков требовали, чтобы они произвели расчет по показаниям не поставленного на учет теплосчетчика.
7. Другая организационная причина состоит в том, что руководители УК «забывают» зарегистрировать их в теплоснабжающей организации. Известны случаи, когда на подписание акта допуска, не является представитель подрядного предприятия, монтирующего узлы учета. Собрав за установку деньги, он не считает нужным тратить силы на доведение дела до конца.

В случаях невыполнения требований Правил, специалист ОАО «Волжская ТГК» по вторичному вызову от УК приезжает снова, чтобы убедиться, что замечания устранены. Тогда подписывается акт допуска узла учета в эксплуатацию. Если же нарушения не устранены – очередное предписание и снова  вызов со стороны УК.

Все это причины неквалифицированности, нерасторопности персонала управляющих компаний. Но, кроме названных, есть еще и восьмая причина, мешающая выставлению счетов за тепло по приборам учета. Это нежелание руководства УК предъявлять показания уже эксплуатирующихся приборов учета в Управление по теплоснабжению для выставления счетов по этим показаниям. Как отметил  директор «Территориального управления по теплоснабжению в г.Саратов» Вячеслав Янков, энергетиков такое поведение владельцев приборов учета настораживает. Возможно, непредъявление распечаток показаний происходит потому, что теплосчетчики показывают большие сверхнормативные потери внутри дома, за которые коммунальщики не хотят рассчитываться.

 

Обсудить

вернуться назад