Служба скорой помощи должна работать в режиме ожидания, как пожарная служба, а не выполнять функцию медицинского такси. С этой мыслью не могут не согласиться те люди, кому хоть однажды приходилось считать мгновения до появления на пороге людей, от которых зависело здоровье и жизнь близкого человека. Так почему в таком случае мы очень часто автоматически тянемся к телефону, чтобы набрать знакомые цифры "103", не имея для этого достаточно серьезных причин, чтобы привлекать к себе внимание специалистов скорой помощи? Почему не уступаем дорогу машине скорой помощи? Почему работники скорой помощи вынуждены опасаться за собственную жизнь во время некоторых "экстремальных" визитов? Почему, в конце концов, попадают в дорожно-транспортные аварии? Эти и многие вопросы обсуждались на республиканской научно-практической конференции, которая прошла на базе Белорусской академии последипломного образования.
На сегодня белорусская служба скорой медицинской помощи (СМП) включает в себя 24 станции, 44 подстанции, 112 отделений и 64 поста скорой медицинской помощи. Но только станции скорой медицинской помощи в Минске и Витебске полностью самостоятельные, остальные же станции и отделения службы оказались фактически "пристегнутыми" к больничным учреждениям, поскольку являются структурными подразделениями больничных организаций. 70 процентов всех станций, подстанций и отделений находятся в приспособленных помещениях.
Всего в стране работают 842 бригады СМП. Однако их преобладающее большинство (533 бригады) - это фельдшерские бригады. Линейных врачебных бригад только 122. С введением нового минимального стандарта количество бригад СМП увеличилось за прошедший год на 7, но опять-таки за счет фельдшерских, а не врачебных бригад. Сегодня в сельской местности на 90 процентов скорая медицинская помощь оказывается фельдшерскими бригадами, которые в основном состоят из одного фельдшера. Согласно действующему нормативу, в областях одна бригада должна приходиться на 12 тысяч человек, а в столице на 12,5 тысячи.
Укомплектованность службы врачебными кадрами составляет в среднем по стране 82,6 процента, причем треть работающих врачей – пенсионеры. Коэффициент совместительства у врачей - 1,3. Наиболее низкий процент укомплектованности врачебными кадрами в Могилевской области (62 процента) и в столице (72 процента).
По словам главного внештатного специалиста Министерства охраны здоровья по скорой медицинской помощи и главного врача столичной Больницы скорой медицинской помощи Виктора Сиренко, на сегодня подлежит замене треть санитарного автотранспорта. Всего в службе работают 1263 автомобиля, из них 45 процентов эксплуатируются менее трех лет, 22 процента – от трех до пяти лет, и 34 процента – больше пяти лет. Из всех регионов наихудшая ситуация сложилась в Могилевской и Гомельской областях, где списывать нужно почти половину санитарных автомобилей.
Виктор Сиренко заострил внимание на "дефиците" в республике реанимобилей, которые позволяют транспортировать тяжело больных пациентов на большие расстояния или из одного медицинского учреждения в другое: "В нашей службе всего 8 реанимобилей, причем 4 из них в столице, 2 в Гомеле, и по одному в Бресте и Брестской области. Этого не достаточно для оказания специализированной скорой медицинской помощи. Реанимобили должны быть во всех областных и крупных районных центрах, особенно тех, которые размещаются вдоль крупных дорожно-транспортных магистралей".
Из 960 электрокардиографов, которые находятся на "вооружении" бригад СМП, треть эксплуатируются свыше 5 лет, а 300 аппаратов работают только от электросети.
- Медики не могут чувствовать себя уверенно, если их электрокардиограф работает только от сети. Для современной медицины это, извините, нонсенс,- подчеркнул в своем выступлении перед коллегами Виктор Сиренко. - А что им делать, если придется оказывать помощь пациенту в уличных условиях? Или, если один кардиограф приходится на две бригады? В результате бригада скорой медицинской помощи вынуждена везти пациента в районную центральную больницу только чтобы снять электрокардиограмму. Подобная ситуация и с дефибрилляторами: из 283 аппаратами от сети работают 122. При этом 40 процентов имеют срок эксплуатации свыше пяти лет. Не решен вопрос и с аппаратами для оксигенотерапии, производство которых в Беларуси пока не налажено. Серьезные проблемы также и с оснащением бригад современными средствами связи, способными обеспечить автономную работу службы в чрезвычайных ситуациях и координацию с другими экстренными службами. Вообще сегодня необходимо разработать норматив оснащения бригады скорой медицинской помощи и стандарт автомобиля в зависимости от профиля.
У столичной службы скорой помощи, например, есть уже четыре автомобиля, на которых установлены GPS-навигаторы. Во время движения автомобиля координаты его местонахождения, зафиксированные GPS-приемником, передаются в диспетчерскую службу по сотовой связи GPS-модемом и отображаются на экране монитора диспетчера. Благодаря этой системе можно прокладывать маршрут следования бригады для ускорения нахождения адреса, контролировать время пребывания на визите и контролировать скоростной режим на маршруте с учетом включенных проблесковых маячков и звуковых сигналов.