Саратовские новости
общество

Новые взгляды на социальную реальность

21 октября 2007г.

С 15 июля по 5 августа 2007 г. в Саратове при поддержке Саратовского государственного технического университета (СГТУ), Центра социологического образования Института социологии РАН и фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров прошли летние курсы «Визуальные методы социологических исследований», организованные Центром социальной политики и гендерных исследований (ЦСПГИ) совместно с кафедрой социальной антропологии и социальной работы СГТУ.


 Курсы 2007 являются органичным продолжением предшествующей, прошедшей год назад «летней сессии», по итогам которой был издан сборник «Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность», признанный критиками как новый и важный шаг в создании новой рефлексивной стратегии культуры, общества и человека.
Указанный сборник и ряд других изданий стали фундаментом новой программы, которая ничуть не уступала по глубине проработки дисциплин летним курсам-2006, хотя и существенно отличалась от прошлогоднего проекта.
 Программа курсов была организована таким образом, что позволила вместить в себя и многообразие научных подходов, и разноплановость форм подачи материала: практикумы и тренинги сочетались с лекционными занятиями, семинары переходили в свободные дискуссии; при этом был представлен большой объем визуальных источников в виде документальных и художественных кинофильмов, а также отдельные фотоматериалы. Можно сказать, что курс был сформирован из отдельных блоков, продолжительностью от одного до двух дней. Каждый из этих блоков, в силу информационной насыщенности, погружал аудиторию в своё, определенное состояние, конкретное проблемное поле, отдельную реальность, пробуждая новые вопросы, рождая творческие инициативы. Именно творческая атмосфера, заданная тем или иным автором, не позволяла слушателям останавливать обмен мнениями даже в перерывах, благодаря чему возникало ощущение «непрерывности» происходящего.   Полюсами парадоксальных столкновений и открытий стали лекции-беседы преподавателей из разных научных центров страны. На занятиях Виктора Круткина (Удмуртский государственный университет, Ижевск) слушатели смогли «взглянуть» на фотографию как на феномен культуры, познакомились с авторской концепцией анализа семейных фотоальбомов, освоили основные подходы и методы визуальной антропологии. Михаил Рожанский (Центр независимых социальных исследований и образования, Иркутск) увлек участников летней школы исторической подоплекой визуального анализа, освещая на лекциях аспекты киносвидетельства, конструирования истории, анализа кинодокументов. В свою очередь Владимир Николаев (Высшая школа экономики, Москва) заставил задуматься над проблемой тотальных институтов в зеркале кинематографа, взяв за основу для анализа психиатрические диспансеры и тюрьмы. «Секреты» социального конструирования визуального потребления в туризме раскрыла Татьяна Черняева (Поволжская академия госслужбы, Саратов), удивив участников курсов механизмами формирования практик потребления и создания визуального сообщения. За «погружение» в атмосферу творческих экспериментов были «ответственными» Наталия Ловцова (СГТУ), «расшевелившая» слушателей активными методами: проведением глубинного интервью с помощью визуальных средств и созданием анимации,  Елена Герасимова (ПАГС,), вовлекшая буквально всех участников в рефлексивный процесс индивидуального интервью в форме видеотренинига, Юлия Фомина (СГТУ), познакомившая слушателей с тонкостями создания и чтения фототекста, «озадачив» присутствующих эмпирическим заданием по фоторепрезентации социологических понятий. Выходом не только за пределы аудитории, но и за пределы традиционных представлений о Саратове, его истории и мифологии, стало путешествие в Глебучев овраг с Игорем Сорокиным – универсальным гидом, незаурядной фигурой Саратовского визуального искусства, директором дома-музея Павла Кузнецова.
Чтобы «не сбиться с курса» (и не «потеряться»  на курсах), необходимо грамотное управление и координация усилий всех участников, что осуществлялось руководителями – Павлом Романовым (СГТУ, ЦСПГИ), Еленой Ярской-Смирновой (СГТУ, ЦСПГИ) и координатором Екатериной Антоновой (СГТУ, ЦСПГИ). Модулируя внимание участников от одной формы занятий к другой, от одного «модуса» визуального к другому, руководители не только задавали образовательные фреймы, но и стремились придать  процессу максимум легкости, импровизационности – игровая ритуализация основных этапов «вхождения» в область визуального позволяла снять напряжение и одновременно заострить наиболее значимые компоненты.
 Широчайший охват географических поясов характеризует слушательскую аудиторию курсов – от Санкт-Петербурга до Ростова-на Дону, от Иркутска до Харькова, Самара, Великий Новгород, Новоуральск, Саратов… Представителей различных направлений социологических исследований объединяло одно: нарастающий интерес к визуальным методам. Диапазон специальностей (историки, социологи, филологи, маркетологи, музыковеды, аспиранты, студенты) намагничивал проблематику визуальных исследований; горячие и неспешные дискуссии подхлестывали  воображение, а творческие задания стирали грани возрастной и профессиональной идентичности.  Всех объединил интерес к визуальному, к раскрытию новых – в том числе и собственных – возможностей. К вспышкам и щелканью фотокамер друг друга привыкли все – свидетельством чему стал объемнейший альбом «вещдоков», оставленный в архивах кафедры САР. 
 Местом встречи ученых различных специальностей стал «круглый стол», который состоялся в самый разгар занятий – 23.06.2007. Вопросы, обсуждаемые за круглым столом, привлекли внимание не только слушателей, организаторов и преподавателей курсов. Павел Романов и Елена Ярская-Смирнова были модераторами дискуссии, задавая тон обсуждению проблем современных визуальных исследований. На повестке дня были вопросы о дисциплинарных границах,  использовании визуальных объектов в учебной и научной практике,  методах подходов в визуальных исследованиях, алгоритмах анализа визуальных текстов, публичном и приватном в фото- и видеодокументах, этике исследований, преодолении «словоцентричности» в современной антропологии и целый ряд аспектов, касающихся перспектив визуальных исследований.
 На протяжении курса векторы обсуждений, заданные на круглом столе и занятиях, неизбежно продолжались в кулуарных беседах. Наша «скрытая камера» зафиксировала некоторые из них. Где начинаются и где заканчиваются границы визуальных исследований? Д. Михель обозначил в качестве предмета визуальных исследований «все визуальное», фигурирующее в обществе, а именно «производство и потребление всякого рода визуальных феноменов и визуальных исследований». Г. Тепер предложила объект визуальных исследований искать «в двигательном пространстве». «Границы визуального создаются концептуальным аппаратом тех дисциплин, которые мы применяем для анализа визуального материала» – отметила Т. Черняева, предложившая принципиально отказаться от дисциплинарных рамок, дабы не ограничивать интерпретацию визуального. А. Смирнова указала на достаточную условность границ между визуальным и вербальным, сделав заключение, что эти две сферы «друг друга сопровождают и представляют некую целостную систему». Для отражения специфики метода, как заключила Н. Масленкова, «должна быть контаминация визуальных и не визуальных кодов, визуальность обязательно должна присутствовать». А. Кинчарова и А. Трубецков высказали соображения, что проблемой большинства специалистов является отсутствие навыков прочтения визуальной информации. Несмотря на многообразие взглядов на визуальную реальность, бесспорным для всех участников курсов-2007 было единство в понимании визуального как «некой части реальности, введенной в социальный, культурный контекст». 
 Стремительно промчались три недели занятий. Много ярких эмоций оставил забавный ритуал посвящения в визуальные антропологи, произошедший в день защиты выпускных проектов.  Смех и аплодисменты, фото и еще раз фото – и много «вкусных» переживаний: так завершились летние курсы по визуальной антропологии. Каждый из участников, возвращаясь в свой город, свой вуз – несомненно, увозил новые, обогащенные представления о визуальных методах исследований и в целом о Курсах-2007. «Организаторам летней школы удалось показать возможности историко-антропологического подхода к изучению прошлого, - отметил историк из Уральского госуниверситета, директор Центра гуманитарных и социологических исследований Яков Самоделкин. - Другими словами, показать ценность социокультурного подхода для изучения прошлого с новой задачей – раскрыть культурный механизм социального взаимодействия. Visual studies – над-дисциплинарная предметная область, которая расширяет предмет истории, круг источников, методы исследования». Руководитель РОО «Новгородский Гендерный центр» Елена Луковицкая подчеркнула значимость установки организаторов в самом начале занятий - «фотографировать, анализировать, «всматриваться» в окружающий нас мир». По ее словам, это  «помогло несколько по-другому посмотреть на сам процесс фотографирования, увидеть много интересного в окружающей нас повседневности». Научный сотрудник Центра маркетинговых и социологических исследований Наталья Масленкова из Самары особо отметила «два больших плюса» Курсов-2007: «первый – … наконец-то в голове уложилось, что такое визуальность как таковая, а второй плюс касается возможности общения с новыми людьми – и преподавателями, и слушателями!»
 Для  Анны Смирновой (кафедра общей социологии и феминологии Ивановского госуниверситета) прошедшие курсы превзошли все ожидания: «и наша комната для занятий, которая оформлена национальными костюмами и интересными фотографиями, … и наши тренинги с игрушками, и первые опыты в качестве мультипликатора. Незабываем поход по тропинкам Глебучева оврага, и особенно вопрос "проводника": "Вас по полной программе провести или по более мягкому маршруту?" Именно в этой экскурсии стало понятно, что не все можно выразить словами... Главное, что лично я приобрела на курсах - это компания друзей, с которыми мы как-то ненавязчиво в первый же день перешли на "ты", и которые все три недели заражали друг друга "манией" фотографирования. Мы напоминали детей, которым впервые дали фотоаппарат, и они снимают все вокруг. Хотя это скорее взгляд не инсайда, а первооткрывателя. Спящий в моей душе фотограф проснулся и взглянул на мир сквозь око объектива. Хочется верить, что это внутреннее "Я-фотограф" еще  долго не угомонится».
 «Думаю, что мне многое пригодится в моей исследовательской работе». «Огромное спасибо организаторам и преподавателям курсов!»… Новые идеи, творческие и научные контакты – неизбежная составляющая мероприятий, организованных кафедрой САР; остается чувство разомкнутости, открытости новым измерениям, огромное пространство для творческих и научных инициатив.
Один из вдохновителей визуальных исследований в России, преподаватель, чьи лекции и семинарские занятия стали стартовой площадкой для всего курса, Виктор Леонидович Круткин так рассказал о своих впечатлениях: "От кратких встреч с руководителями и участниками  летних курсов по визуальным методам (2006, 2007) у меня самые теплые воспоминания. Некая сумбурность впечатлений - неизбежное следствие того, что визуальные исследования только складываются в стране  как некая академическая  традиция и практика. Радует доброжелательная среда, которая способствует оформлению идей, вдохновляет настойчивость СГТУ в проведении таких школ".
Говоря словами Оскара Уайльда, истинная тайна мира – в видимом, а не в невидимом. Хочется надеяться, что такие курсы и исследования будут продолжаться и развивать новое важное и интересное направление социально-гуманитарного знания.


Ирина Сергеева, Ольга Демьяновская

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...