Саратовские новости
общество

Шел по улице малютка...

18 декабря 2001г.

Раннее морозное утро. В храме Серафима Саровского началась служба. У ограды зябко переминается с ноги на ногу женщина в потертом пальто явно с чужого плеча. Рядом съежились от холода двое малышей, тоже одетые явно не по сезону. Они здесь уже давно и успели посинеть от холода.

Увидев милицейскую машину, женщина хватает детей и кричит: «Я в последний раз сюда пришла! Клянусь, больше никогда меня здесь не увидите!» - и для убедительности крестится на церковь.

Эту троицу сотрудники саратовской милиции знают хорошо. Они регулярно приезжают в областной центр из Краснокутского района и собирают подаяние на паперти. Это единственный источник дохода семьи, состоящей из матери и трех детей. Длятся такие «командировки» иногда по нескольку дней.

- У кого вы останавливаетесь в Саратове? - спрашиваю я мамашу.

- Ночуем на вокзале. Утром, если денег насобираем, пьем чай в буфете. А то бывает, что даже на обратную дорогу не хватает.

Дальше мы слышим печальную историю о том, что в своем поселке на работу устроиться невозможно, особенно для женщины, которая не имеет никакой профессии и даже в средней школе не училась. Ее девятилетняя дочь тоже не знает, что такое школьная парта. К тому же у нее врожденное психическое заболевание. Младший сын, Дима, в свои пять лет почти не умеет разговаривать.

Малышей отправили в приют, там они впервые за много дней поели досыта. Сейчас решается вопрос о лишении их матери родительских прав. Но далеко не всегда удается пристроить голодных маленьких попрошаек таким образом.

- Мы не можем принимать никаких мер к детям-попрошайкам, прибывающим в Саратов из районов области, - говорит старший инспектор отдела по профилактике правонарушений несовершеннолетних УВД г.Саратова Марина Ханько. - В городские приюты их не берут, потому что большинство из них имеют родителей. Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей тоже не для них, поскольку просить милостыню - это не преступление. Вот и приходится ждать, когда за ними приедут из района, или отправлять их туда за наш счет - все знают, что финансовые возможности милиции сейчас невелики. Между тем районные администрации не слишком быстро реагируют на наши сигналы и не спешат устраивать судьбу своих малолетних жителей из неблагополучных семей, которые видят в Саратове город хлебный. Да и здесь ими занимается, по существу, только милиция. Кстати, в нашем городе всего два детских приюта - «Возвращение» и «Маленькая страна». Этого недостаточно, чтобы помочь всем детям, лишенным детства.

Сейчас в Саратове более полуторасот несовершеннолетних, поставленных на учет за бродяжничество и попрошайничество. С наступлением холодов их число сократилось, но все равно около сотни детей, выпрашиваемых милостыню на холодных улицах, чаще всего стоят у церквей. Особенной популярностью у них пользуется храм Серафима Саровского - видимо, из-за близости его к Сенному рынку.

Около трети из подучетных приезжают в наш город на «заработки» нищенством из ближних и дальних районов области. Особая тема - дети таджикских беженцев, которых можно видеть спящими на заснеженных тротуарах, рядом с неподвижно сидящими матерями. С ними еще сложнее - их можно только депортировать, а за чей счет?

Станислав ОРЛЕНКО


Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...