— Александр Александрович, Вы участвовали в совещании, где федеральное министерство образования и науки разъясняло новые положения по национальным исследовательским университетам. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой встрече.
— Да, действительно, 12 декабря в Москве прошел круглый стол с участием заместителей министра образования РФ, на котором обсуждались вопросы, касающиеся национальных исследовательских университетов. Как вы знаете, определено число будущих национальных исследовательских университетов — 15. Два уже известны - это МИФИ и МИСиС. Остальные 13 будут отбираться по итогам конкурса на пять лет. На сегодняшний день концепция в целом готова, критерии, на основании которых будет осуществляться конкурсный отбор вузов, разработаны.
Конкурсная процедура по отбору вузов включает два этапа: на первом проводится анализ нынешнего состояния вуза, динамики его развития. На втором будет проведен экспертный анализ программ развития университетов, успешно прошедших первый этап. К основным показателям — в общей сложности их около 30 — относятся эффективность образовательной, результативность научной и инновационной деятельности, кадровый потенциал, рост международного и национального признания, показатели финансовой устойчивости деятельности, состояние инфраструктуры, использование в образовательной деятельности новейших образовательных технологий и т.п.
В апреле 2009 года начнутся конкурсные процедуры. Таким образом, планируется создание сети исследовательских университетов. При этом, как подчеркивают федеральные чиновники, численность национальных исследовательских центров — не самоцель, их может быть и меньше.
— Может ли СГТУ претендовать на статус национального исследовательского университета?
— Давайте сразу расставим все акценты. Если вуз не попадает в заветное число — это не значит, что он неконкурентоспособен, неэффективен. В нашей стране на сегодняшний день практически ни один вуз не соответствует стопроцентно всем названным требованиям. В том числе, по ряду объективных причин. Есть вузы, которые очень сильны и сосредоточены они в основном в крупных мегаполисах, промышленных и научных центрах, где традиционно сложились наиболее комфортные условия для их развития — Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск и другие. Есть откровенные аутсайдеры, существование которых, видимо, дело времени. Но есть много "хороших", по определению министра образования РФ А.А.Фурсенко, вузов, где сложились и успешно работают научные школы, и их порядка сотни по всей стране.
Такие вузы могут и должны ставить себе задачу развиваться как исследовательские и разрабатывать в соответствии с этим программу своего развития. Что мешает вузам взять за основу своего развития эти принципы? В условиях глубинной модернизации системы высшего образования это единственно возможный, можно сказать, стратегический выбор выживания и дальнейшего развития любого вуза.
На сегодняшний день вуз может отклоняться от эталона по ряду индикаторов, но ничто не мешает ему двигаться вперед, достигая поставленных целей.
Совершенно оправданны шаги правительства РФ в том, что оно ставит такую высокую планку и повышает тем самым здоровую конкуренцию между учреждениями. Со временем произойдет естественный отбор и останется тот, кто ставит перед собой сверхзадачи и находит пути для их решения. Конечная цель развития сети исследовательских университетов - создание саморазвивающихся структур, обеспечивающих интеграцию науки и образования.
При этом заместитель министра подчеркнул, что присваивание категории будет осуществляться на конкурсной основе, и в число победителей может попасть любой российский вуз, если он докажет свое право быть таковым.
— Другими словами, Саратовский технический университет может и должен развиваться как исследовательский в любом случае?
— Я считаю, что СГТУ вполне достоин статуса исследовательского университета. Для этого есть веские основания. Это высокий потенциал профессорско-педагогического состава, эффективная организационная структура, позволяющая сочетать обучение с исследованием. Это значительная степень интеграции с академическими научными институтами, промышленными предприятиями, бизнес-сообществом. Это развитые аспирантура и докторантура, сеть диссертационных советов, многочисленные подразделения послевузовского образования. Это большой объем бюджетного и хоздоговорного финансирования научных и прикладных исследований. Это развитая технопарковая культура, обширные международные связи, разветвленная сеть коммуникаций и связи. Практически готовы к реализации и в начале следующего года будут запущены новые программы дополнительного послевузовского образования, где предложены многоуровневые программы повышения квалификации и переподготовки, основывающиеся на междисциплинарном подходе. Мы располагаем множественными источниками финансирования: федеральный и местный бюджеты, гранты, благотворительные и попечительские фонды, бизнес, доходы от учебной, исследовательской, производственной и консультационной деятельности. Выстроена тесная связь с бизнесом и хорошо поставлена коммерциализация результатов научных исследований. В СГТУ создан и успешно функционирует технопарк как форма интегрированного развития науки, образования и бизнеса.
Как видно, уровень развития Саратовского государственного технического университета позволяет говорить о высокой степени его готовности к переходу в статус национального исследовательского университета.
Но я не вижу трагедии и в том, если вуз не войдет в число национальных исследовательских вузов в наступающем году. СГТУ вполне может и должен разработать и реализовать программу развития, основанную на исследовательских принципах. Наиболее эффективный путь для этого открывает кластерная стратегия.
— В чем суть кластерного подхода и как это может быть реализовано в СГТУ?
— Кластер в классическом понимании — территория с высокой степенью конкурентоспособности продукта, производимого на ней. Региональный кластер — партнерство, объединяющее университет и профессиональное сообщество на основе общей заинтересованности и ответственности в подготовке и использовании на региональном рынке труда высококвалифицированных специалистов и доведения научно-технических разработок до промышленного внедрения востребованной на рынке продукции.
Саратовский государственный технический университет традиционно является ядром регионального инновационного кластера, определяющим перспективы развития основных отраслей экономики и социальной сферы Саратовской области и Приволжского федерального округа.
Это осуществляется на основе сложившихся традиций научных школ, тесной связи фундаментальной и прикладной науки, единства образовательного, научного, инновационного и воспитательного процессов, эффективного функционирования внутривузовской системы качества образования.
Надо четко понимать: исследовательский университет — сложный научно-образовательный комплекс. Предлагаемая программа развития СГТУ базируется на концепции создания и внедрения кластерной технологии в научно-образовательную и инновационную практику всей сферы жизнедеятельности университета. Это позволит обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов мирового уровня по приоритетным направлениям науки, технологий и техники, а также осуществить реальную интеграцию образовательного, научного и производственного процессов, направленную на создание наукоемкой продукции. Экономическое развитие Саратовской области связано с такими отраслями, как машиностроение, энергетика, строительная индустрия, химическая промышленность. СГТУ практически единственный вуз, который готовит кадры для этих отраслей. Потребность в кадрах делает актуальной задачу управления системой профессионального образования на базе рыночных механизмов.
Главным содержанием кластерных научно-образовательных и инновационных технологий является интеграция и координация СГТУ с промышленными предприятиями в формате совместной деятельности по развитию профессиональных компетенций выпускников, основанной на прямых равноправных связях участников профессиональной подготовки кадров и их потребителей. Кроме того, на этих же принципах выстраивается механизм взаимодействия вузовской науки, промышленности и бизнеса. Региональный кластер определит формат, в котором промышленность включится как в процесс разработки или уточнения образовательных программ и оценки качества подготовки специалистов наряду с государством и образовательным сообществом, так и выступает одновременно заказчиком и исполнителем научно-технических проектов.
На этой основе мы можем создать устойчивый кластер, укрепив его позициями, которые сегодня отстают. Создание кластера позволит снизить затраты, обеспечить занятость, консолидированное лоббирование интересов участников, повысить конкурентоспособность благодаря внедрению новейших технологий, в том числе в сфере образования.
Наш университет имеет достаточный потенциал, чтобы претендовать на роль интеллектуального и технологического центра в социально-экономическом развитии Саратовской области, Приволжского федерального округа, России в целом. Ориентация на исследовательскую деятельность и работа в этом направлении для нас — сверхзадача, к которой необходимо постоянно стремиться, программа стратегического развития и парадигма существования нашего технического университета.