В.Р.
Атоян
первый проректор СГТУ,
председатель экспертного комитета по проблемам
инновационной деятельности Высшего
экономического совета
при губерноторе Саратовской обл.,
доктор
экономических наук
"Мы проигрываем в конкуренции на мировом
рынке, все более и более ориентирующемся на
инновационные секторы, на новую экономику —
экономику знаний и технологий», — отметил
Президент Российской Федерации В.В. Путин при
представлении ежегодного Послания Федеральному
Собранию Российской Федерации.
Именно поэтому в «Плане
действий правительства Российской Федерации в
области социальной политики и модернизации
экономики на 2000-2001 годы» среди приоритетных
задач экономической политики правительства
Российской Федерации в этот период выделено…
«создание условий для опережающего развития
производств нового технологического уклада,
активизации имеющегося научно-технического и
интеллектуального потенциала».
За последние 15 лет вузовская
наука, в отличие от академической и отраслевой,
устояла от глобального разрушения. Дело, конечно,
не в том, что вузовские ученые имеют какие-то
специфические качества, позволяющие им выживать
в экстремальных кризисных условиях, а в том, что
высшее образование обществом остается
востребованным, несмотря на его дороговизну и то,
что выпускники вузов очень часто пополняют армию
безработных.
В вузах работает большое число профессоров,
доцентов и преподавателей, которые продолжают
вести научные разработки и искать пути для
освоения их в производстве.
Десять лет назад в России на
базе вузов Минобразования, в том числе в
Саратове, стала создаваться сеть технопарков —
хорошо оправдавших себя к тому времени в
экономически развитых странах организаций,
основной целью которых является
коммерциализация научных исследований и
разработок, продвижение их до производителя и
потребителя.
Благодаря этому высшая школа
России в настоящее время оказалась наиболее
подготовленной к тому, чтобы стать реальным
костяком в переводе экономики страны на
инновационный путь развития; как сказал
Президент России, «на новую экономику —
экономику знаний и технологий».
И тем не менее для
превращения науки в непосредственную
производительную силу нужно очень много сделать.
В первую очередь создать законодательную,
организационную и финансовую базу. Иначе в
очередной раз инновационная деятельность у нас в
стране останется только красивой декларацией.
Саратовской областной думой
в июле 1997 года был принят Закон «Об инновациях и
инновационной деятельности», разработанный
учеными СГТУ. Но ведь на федеральном уровне
закона об инновационной деятельности до сих пор
нет! И дело здесь опять-таки не в
консервативности высшего эшелона власти, а в том,
что очень многое не ясно с реальными механизмами,
которые бы вслед за немецким, японским,
южнокорейским, китайским и другими
«экономическими чудесами», происшедшими в
основном благодаря инновационной деятельности,
позволили совершить и «российское экономическое
чудо».
Но тем не менее и на
федеральном и на местном уровнях работа по
превращению
инновационной деятельности в главный инструмент
решения злободневных социально-экономических
проблем страны ведется. Так, для оказания
содействия органам государственной власти и
местного самоуправления области, хозяйствующим
субъектам в развитии и повышении эффективности
инновационного процесса распоряжением
губернатора Саратовской области от 29 октября 1999
года № 1065-Р создан экспертный комитет по
проблемам инновационной деятельности Высшего
экономического совета при губернаторе.
В составе комитета на
общественных началах работают ответственные
сотрудники правительства Саратовской области,
представители промышленных и
сельскохозяйственных предприятий, научные
работники вузов и научно-исследовательских
институтов.В комитете созданы четыре комиссии,
которые работают по следующим приоритетным
направлениям:
— создание и развитие взаимосвязанной сети
инновационных структур на территории области;
— разработка нормативно-правовых актов по
развитию инновационных процессов;
— создание инфраструктуры поддержки
инновационных процессов в области;
— подготовка, переподготовка, повышение
квалификации специалистов в области
инновационного менеджмента.
Последнее направление
чрезвычайно важно, так как даже при идеальном
законодательстве, среде поддержки и т.п. всегда
требуется инновационный менеджер, который
обеспечит эффективное взаимодействие ученого,
производственника и инвестора. Инновационный
менеджер — центральная фигура в
коммерциализации науки, и их подготовка — одна
из актуальных задач в сфере сегодняшнего
образования.
Комитетом разработан проект
основных направлений инновационной политики
Саратовской области на 2001-2005 гг. Начаты работы по
созданию инновационно-промышленного комплекса
по проблемам электроники. Рассмотрены вопросы
развития инновационно-технологических центров
ЗАО «САЗ-СГТУ», ОАО «СПЗ-СГТУ».
Комитет с участием
правительства области создает региональный
филиал Российского государственного
университета инновационных технологий и
предпринимательства, который обеспечит
подготовку, переподготовку и повышение
квалификации специалистов в области
инновационного менеджмента.
В настоящее время
Минобразования России активно продвигает
проект, согласно которому технопаркам,
создаваемым на базе государственных вузов,
предлагается передавать в доверительное
управление долю государственной собственности
(в виде пакета акций) на приватизированных
предприятиях. Разумеется, речь идет о
предприятиях и вузах одинакового профиля. Причем
это не только вузы промышленного профиля, но и
вузы, готовящие специалистов для АПК, транспорта,
строительства, связи и других отраслей
экономики. Представляется, что можно найти
компромиссные решения, которые будут выгодны и
государству, и предприятиям, и вузам.
В настоящее время по указанию
Минобразования России наш университет готовит
пакет нормативных документов для реализации
указанного проекта. Всех заинтересованных
приглашаем к сотрудничеству.
V. Atoyan.
First steps of an
Expert Committee
of innovative
activity troubles
acting in the
frames of
Governor's Higher Council of
Economics