Саратовские новости
наука и образование

И Пушкин с Некрасовым были журналистами

2 сентября 2001г.

Экзамены в высшие учебные заведения позади. Счастливчики в скором времени заполнят студенческие аудитории, неудачники залечивают душевные раны, готовясь (или не готовясь) к повторному штурму. Те же, кому экзаменационные испытания предстоят в будущем году, возможно, еще находятся в раздумье и, быть может, еще не раз переменят принятое решение. Для них любая информация о специальностях, к которым готовят в саратовских вузах, не будет лишней.
Сегодня мы поговорим о том, что волнует не только меня и моих коллег по СМИ, но и огромную армию читателей газет, телезрителей и радиослушателей. Речь пойдет о журналистике. Несмотря на то, что редакции газет в Саратове и области укомплектованы довольно плотно (то же можно сказать о радио и телевидении), до недавнего времени ни в одном вузе нашего города не было не только факультета, но и отделения журналистики. В течение сорока лет, правда, на филологическом факультете существовала специализация «Журналистика», у истоков которой стоял профессор П. Бугаенко. Потому и неудивительно, что большинство людей, работающих в наших СМИ, — выпускники филфака.
Но вот в последние годы отделения журналистики открылись сразу на двух факультетах: социально-гуманитарном и филологическом. В нынешнем году набор будущих журналистов состоялся только на филфаке. Конкурс был выше прошлогоднего.
Мой собеседник — кандидат филологических наук, доцент, докторант кафедры общего литературоведения и журналистики Игорь КНИГИН.

— Игорь, сейчас часто приходится слышать, в том числе и в журналистских кругах, скептические высказывания по поводу того, что введение специальности «Журналистика» на филфаке не совсем оправдано. Что на этом факультете не могут дать такую же полноценную подготовку будущим работникам СМИ, как на факультетах журналистики. Что ты думаешь по этому поводу?

— Я с таким мнением не согласен. И могу привести достаточно серьезные аргументы. Во-первых, ты сам знаешь, что большинство тех, кто сейчас работает в саратовской прессе, — выпускники нашего факультета. Почти все редакторы газет — тоже. Можно назвать и таких журналистов, как Олег Шоммер, Игорь Дерюгин, Сергей Давыдов. Один уже давно работает в Париже, другие — в Москве. Их профессионализм не вызывает сомнений. Во-вторых, филология и журналистика всегда были тесно связаны. Возьмем XIX, золотой век русской литературы. Все великие художественные, критические, публицистические произведения появлялись сначала в журналах.
Журналистами были Пушкин, Некрасов, Белинский, Чернышевский, Писарев, Салтыков-Щедрин. Этот ряд можно продолжить. К тому же на филфаке студенты получают фундаментальное гуманитарное образование, чего нет на факультетах журналистики. Помнишь, когда лет пятнадцать назад мы с тобой были в Питере, наши знакомые журналисты, выпускники журфака ЛГУ (кстати, очень толковые и профессиональные ребята), говорили, что завидуют нам, закончившим филфак, поскольку мы могли изучать основы отечественной и мировой культуры в самом полном объеме. У них такой возможности не было.

— Среди упреков, адресованных филфаку, есть и такой: журналистику преподают люди, не имеющие опыта практической работы в средствах массовой информации. Каково твое мнение?

— Это неверно. Наш декан и заведующий кафедрой общего литературоведения и журналистики Валерий Владимирович Прозоров — профессиональный журналист, печатался во многих изданиях. Его заместитель Елена Генриховна Елина — тоже. У нас преподают Евгений Музалевский (редактор «Пресс-парка»), Владимир Семенюк, имеющие огромный опыт работы в СМИ. Работали и продолжают работать в прессе наши молодые преподаватели Андрей Болкунов — президент ассоциации молодых журналистов, директор учебной газеты «Студенческий город», Максим Музалевский — директор центра общественных связей. Вообще-то мне кажется, что подобные упреки в адрес филфака могут исходить от людей либо мало информированных, либо просто недобросовестных.

— То есть ты считаешь, что журналистов нужно готовить именно на филологическом?

— Да, я уверен. Если многие выпускники филфака СГУ с успехом утвердили себя в данной профессии, разве это не доказательство? И то, что конкурс второй год подряд остается высоким, тоже, наверное, что-то значит. Ну а тот факт, что в программе обучения столько внимания уделено современным методам работы в средствах массовой информации, является еще одним, не менее весомым аргументом.

— Но ведь тебе известно, что среди нынешних популярных журналистов немало тех, кто не имеет ни филологического, ни журналистского образования, что не помешало им стать настоящими мастерами. Например, телезвезда Светлана Сорокина закончила лесотехнический институт. Как быть с этим?

— Какое же здесь противоречие? Достоевский тоже не учился в литературном институте. Он по образованию был военным инженером, а стал великим писателем. Если у человека есть призвание к журналистике, то оно непременно проявится, будь он историком, физиком, химиком, математиком или экономистом. Я хочу сказать о другом. О том, что открытие отделения журналистики на филологическом факультете вполне обосновано. Что преподают у нас люди, отлично знающие свой предмет, и что выпускники филфака, получившие специальность «журналист», смогут плодотворно работать в любых средствах массовой информации.

— Мне остается только пожелать вам всем удачи.

— Спасибо.

Вопросы задавал Леонид ШУГОМ,
"Саратов-СП"

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...