Саратовские новости
наука и образование

Учебник истории может быть интересным

21 августа 2001г.

На носу Первое сентября, и в стране заметно активизировались чиновники от образования. Разъезжают по стране, рапортуют о сделанном и несделанном, проверяют всеобщую готовность к учебному году, анонсируют образовательные эксперименты. Восприимчивая к нововведениям Саратовская область, одна из экспериментальных площадок, принимала вчера московского гостя – первого зам-министра образования РФ Александра Киселева. Вместе с министром области Сергеем Сурововым они ответили на вопросы саратовских журналистов.О состоянии образования в Саратовской области

Высокий гость уверил, что материально-техническая база нашей системы образования все растет. Показатель – 85 учреждений, введенных в строй в этом году. Среди них – гордость Саратова, 10-й корпус университета ( в целом в России вступили в строй 105 объектов высшей школы).

На повестке дня – модернизация образования, и в разработке этих вопросов и документов в Государственном совете лидеры области активно участвовали. Самые последние изменения будут известны только после 29 августа, когда пройдет «предновогоднее» заседание Совета. Все нововведения предварительно обсуждаются с научно-педагогическим сообществом и с регионами и апробируются в режиме эксперимента и в рамках традиций отечественной педагогики, так что возмутительных неожиданностей не будет.

Одна из центральных проблем современного образования – это педагогические кадры. Важнейшие решения будут касаться повышения социального статуса учителя. Президент гарантировал системе образования значение приоритетного в плане финансирования направления, прибавка к бюджету в 2002 году составит 57 % (в прошлом году 35).

Об учительской зарплате

По уверениям чиновников, грядет значительное повышение жалованья – более запланированных в бюджете 84%. Большую разницу в оплате почувствуют учителя начальной школы (с 400 рублей до тысячи с лишним), самый массовый учительский разряд – 12-й.

В рамках 80 % будет поднята и зарплата вузовских работников, хотя это недостаточно для достойной оценки труда, например, профессорского состава.

О президентских инициативах

Прошлогодний клич Путина: «Каждой сельской школе по компьютеру» реализуется вовсю (наша область получит по числу сельских школ 735 компьютеров и оплатит только треть их стоимости). Современная техника и оборудование будут продолжать поступать в школы всех ступеней. Новый лозунг: «Каждой школе – библиотеку отечественной классики». Федеральный центр берет на себя оплату 50 томов, еще 50 оплатят регионы. Еще одно благое начинание – за счет федеральных программ во все детские дома и интернаты России будет поставлено спортивное оборудование.

О концепции преподавания новейшей истории

По сути, концепция непрерывного исторического образования начнет разрабатываться после судьбоносного заседания Государственного совета перед 1 сентября. На основе разработанных им положений начнется обновление учебного материала, которое, конечно, в основном коснется истории России двадцатого века. Главными критериями отбора Киселев, сам профессиональный историк, называет объективность, достоверность, взвешенность и высокий научный уровень. И при этом – педагогическая усвояемость. «Глубоко убежден, что учебник истории может быть интересным. У нас в основном изучают политическую историю, а ведь есть история народа, людей, взаимоотношений – материал, который несет и эмоциональную окраску, не только сухие факты и цифры».

О внутренних «тормозах» реформы образования

Проблемы образования – первостепенно важны для общества. Учитель – здесь главная фигура, и качество преподавания надо повышать. Школа должна быть привлекательной для талантливых людей. Кроме того, надо вернуть детям радость познания. Да, школа – тяжелый труд, но мы его иногда превращаем в каторжный. Система обучения должна быть личностно ориентированной, главное – интерес ребенка, его потребности и возрастные особенности. Предмет обучения – не есть его цель. Цель – развитие ребенка. Недаром таким успехом у ребят пользуются профильные школы. Мы должны дать детям возможность выбора, самореализации, а учителю – возможность работать с детьми разных способностей. Не надо заставлять ребенка преодолевать сложности, которых он преодолеть не может. Условия овладения знаниями должны быть комфортными – это самое главное. Но это все вопросы совершенствования, а не пересмотра системы образования, которая относится к числу лидирующих в мире. Недаром многие педагоги за рубежом с исключительным вниманием относятся ко всему, что делается в России, в частности, в Саратовской области.

Светлана АРХИПОВА
"Репортер

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...