Саратовские новости
наука и образование

Кто убил Юрия Долгорукого?

8 августа 2001г.

Ролевая игра «Русь — перекресток культур» прошла с 24 по 29 июля в Энгельсском районе. Ее провели мастерская группа «За кремовыми шторами», а также клубы «Покровская застава» и «Славянский путь» под патронажем Сергея Белоусова — начальника отдела по делам молодежи администрации Энгельсского муниципального образования, и при информационной поддержке научной библиотеки СГУ. Историческое время игры — 1100—1200 годы — один из золотых периодов Русского государства до Великого нашествия.
Для участия в игре саратовские организаторы собрали около 120 человек: гостей из Москвы, Новосибирска, Перми, Казани, Ульяновска, Тольятти, Волгограда, Санкт-Петербурга и Киева.«Меня зовут хан Шарукан... вернее, звали: я умер вчера от старости в возрасте девяносто одного года», — приветствовал нас, журналистов, предводитель воинственных половцев 28 июля 2001 года на берегу Большого Карамана. О том, что мы живем в веке технического прогресса и глобализации, мы, впрочем, скоро забыли. Когда входишь в ворота «Владимирского княжества» и погружаешься в атмосферу Средневековья, времени кольчуг и домотканых одежд, такие проблемы, как борьба с новым компьютерным вирусом или резкое потепление климата, остаются в прошлом (или в будущем?). На первый план выходят вопросы другого порядка, но не менее судьбоносные, как-то: объединение Руси или постоянные и опустошающие набеги кочевников.
Технологии проведения подобных ролевых игр, заключающиеся в реконструкции того или иного исторического времени, сейчас весьма популярны в России и за рубежом. Их целью является не только моделирование жизненного уклада, экономики, культуры, политики прошедшей эпохи, но и создание ее атмосферы так, чтобы каждый играющий имел возможность прожить целую жизнь в роли реального исторического персонажа. По жизни, в веке двадцать первом, участники игры — медики и педагоги, кибернетики, библиотекари, психологи и инженеры — представители самых различных профессий (интересно, что «физиков» заметно больше, чем «лириков»).
«Здесь», в веке двенадцатом, они — царица Тамара и царь Давид-восстановитель, абхазский дидэбул и князь Владимир, хан Шарукан и Юрий Долгорукий. Причем это не театр, где действие на сцене происходит по определенному сюжету, а все чувства, действия и позы старательно отрепетированы. Развитие событий определяют сами участники, конечно, в рамках исторического правдоподобия. Случаются и неожиданности, и исторические казусы, типа убийства Юрия Долгорукого «по недогляду», незадолго до заложения Москвы... И если по последствиям случившееся на игре обратимо (убитый и умерший имеют возможность возродиться, правда, под другим именем и с другой легендой), по глубине переживаний оно вполне сравнимо с тем, с чем мы сталкиваемся в жизни реальной. Поэтому игра — очень хорошая подготовка к этой самой реальной жизни, и за рубежом эта методика используется на курсах по психологической адаптации подростков.
«Наши участники умеют и знают гораздо больше, чем, например, скауты, — рассказывает один из организаторов Николай Алейников. — Кроме исторических знаний они получают и важные жизненные навыки: от умения ориентироваться на местности до сложного искусства дипломатии: попробуй-ка договориться по-доброму с диким половцем, преградившим тебе, паломнику, дорогу в Киев, столицу земли Русской». А для участия в сражениях требуется и изрядная физическая подготовка: металлические доспехи — одежда тяжелая, да и владение мечом и саблей требует долгих тренировок.
Возможность же стать свидетелем или даже участником настоящего средневекового праздника — будь то языческое веселье или свадьба — приносит ощущения, ни с чем не сравнимые. «И куклу сжигали, и колеса огненные в воду скидывали, и песни пели, и папоротник искали, и через костер прыгали», — с восторгом вспоминает о прошедшем праздновании Ивана Купалы чернобровая русская красавица в платье, обшитом рукодельною тесьмой (в жизни — преподаватель латинского языка в медуниверситете)...
Возвратиться в реальную жизнь, вернее, перепрыгнуть на девять веков вперед и очутиться в двадцать первом веке после нескольких дней игры бывает непросто. «Порой на «адаптацию» в современном мире уходит дня три-четыре», — делится с нами опытом «ветеран» игр, успевший побывать и японским самураем (игра «Тайра и Минамото» по Японии), и испанским иезуитом («Лица и маски эпохи Возрождения», по средневековой Европе), и сподвижником хана Батыя («Русь в огне», про взятие Рязани). За плечами — целая жизнь с ее ошибками и достижениями, промахами и удачами. А это, поверьте, опыт неоценимый.

Анастасия ГЛУХОВА,
фото Игоря БУТОВА
"Саратов-СП"

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...