Специалисты утверждают, что демографическая ситуация в городе стабилизируется. Тем не менее дефицит будущих учеников испытывают все школы, кроме престижных - в них места заняты еще с мая. В одних по результатам выпускных экзаменов на дошкольных подготовительных курсах, в других - по итогам собеседования.
По словам главного методиста комитета по образованию Галины Денисовой, какие-либо экзамены запрещены. Руководство школы может побеседовать с будущим первоклашкой, попросить его посчитать до 10, прочитать несколько строчек из книги, рассказать любимую сказку. На деле в хороших школах, где количество мест ограниченно, существует довольно жесткий отбор. Год обучения на подготовительных курсах хорошо показывает, какой ребенок способен "потянуть" программы спецшкол, а какой нет. "Тут главное - убедить родителей, что обучение в лицее или гимназии совсем не обязательно, а иногда и вредно для неподготовленного ребенка. Обычная, традиционная школа может быть ничуть не хуже, а иногда даже лучше специализированной. Здесь есть обычные, непрофилированные классы, классы компенсирующего обучения, где ваш ребенок не будет чувствовать себя ущемленным", - советует Галина Денисова.
Дошкольные подготовительные курсы хороши тем, что помогают ребенку развить речь, мышление, адаптироваться к учебному процессу и коллективу. Однако, по словам специалистов гороно, раннее изучение и дублирование школьных программ часто приводит к тому, что ребенку, успешно прошедшему курсы, совершенно нечего делать в начальной школе. По мнению психологов, длительное "ничегонеделание" отбивает у детей охоту учиться. Впрочем, такие курсы далеко не всем родителям по карману. Многие дети вообще не посещают дошкольные учреждения, что приводит к трудностям при их обучении в начальной школе. Но и это лишь одна сторона проблемы.
По данным специалистов горздрава, из тридцати первоклашек абсолютно здоровы лишь один-два. Из 187 детей, прошедших обследование в городском коррекционно-диагностическом центре в прошлом году, 30 процентов - умственно отсталые, десять - не подлежат обучению вообще. У остальных - различные заболевания, в том числе и хронические. Это связано с репродуктивным нездоровьем родителей, социальными проблемами (стрессы, плохое питание и пр.). Дети в большинстве своем абсолютно не готовы к тем нагрузкам, которые взваливает на них сегодня школа. Не осваиваются элементарные предметы - письмо, арифметика, чтение. А ведь помимо основных дисциплин часто приходится проходить множество дополнительных - английский язык, литературоведение и даже основы экономических знаний. "Появление многопредметности не только способствует перегрузкам, но может разрушить целостность восприятия ребенком окружающего мира", - говорит директор городского методического центра Валентина Казун.
Переход к "четырехлетке" поможет ту же самую нагрузку "растянуть" на более долгий срок. В 1-м классе теперь будет не более четырех уроков в день, во 2-6-м - не более пяти.
Елена БАЛАЯН