Саратовские новости
Русско-российский проект

Кому говорить от имени народа

4 августа 2001г.

Инцидент в московской хоральной синагоге, имевший место в середине июля 1999 получил неожиданное, я бы сказал, фантастическое преломление в статье Григория Ахтырко “Осторожно - пещерный талмудизм” (газета “Земское обозрение”, 22.07.99). В ней Г.Ахтырко выдвигает версию о том, что нападавший Никита Кривчун, по своей слабосильности, сам явился жертвой “сионофашистского” заговора, и он, Ахтырко, берется его защитить, нужны лишь денежные средства. Защитить от кровожадных евреев, собиравшихся якобы использовать Никиту Кривчуна как ритуальную жертву, благо и число-то на календаре было тринадцатое, “бесовское”. Конечно, как не защитить невинно пострадавшего, то бишь нападавшего, от “пещерных талмудистов”, которые жаждут русской крови - другого напитка они и не употребляют по 13 числам (хотя в иудаизме придерживаются совсем другого календаря, ну, да для легковерных это сойдет). Причем, все это написал не новичок на журналистском фронте, а опытный журналист, обнаруживший, тем не менее, поистине “пещерное” невежество в предмете своего повествования.

Я сам еврей, но живу на зарплату. Неверующий и потому не слишком искушенный в религии своих предков, которая , кстати, называется не талмудизм, как написано в рассматриваемой статье, и названа там пренебрежительно “гм, верованием”, а иудаизм. Однако, иудаизм дал начало двум из трех мировых религий: христианству и мусульманству, которые даже Г.Ахтырко к “гм, верованиям”. вряд ли решится отнести. Это история. А она такова.

С приходом иудаизма человеческие ритуальные жертвоприношения были заменены жертвами животных (отсюда “агнец заклания”). А случилось это 3000 тысячи лет назад в древней Иудее. С тех пор верующие иудеи неукоснительно соблюдают подобный обычай, который в Библии нашел свое отражение в притче об Аврааме и Исааке в Ветхом завете, когда ангел остановил руку отца (Авраама), пытавшегося принести в жертву своего сына(Исаака). Надеюсь, что эта притча Г. Ахтырко известна. Так что возводить напраслину на служителей культа в синагогах - означает в данном случае сознательно искажать обычаи людей другой национальности. Кстати, о национальности. Называть фамилию Ахтырко исконно русской я бы, пожалуй, воздержался, как и фамилию его “подзащитного” Кривчуна (в рассматриваемой статье он назван Кривчуком). Тем более кощунственным выглядит утверждение своей исконной (не основной для России) национальности за счет другой, выступающей в роли “козла отпущения”.

Путь этот для России тупиковый, могущий привести ее к распаду. И хотя я не отношусь к коренной национальности, но я здесь родился и вырос, наряду с русскими переносил и продолжаю переносить все тяготы социальных потрясений. И мне больно и противно видеть, как в погоне за личным самоутверждением и суетным стремлением быть на виду, люди, подобные Г.Ахтырко, пытаются втоптать в грязь святыни другого народа. Да и своему собственному народу, сея национальную рознь, он оказывает медвежью услугу. По-моему, это просто недостойно уважающего себя человека, к какой бы нации он ни принадлежал.

Немного анализа. Критикуя неугодное ему вероучение, автор анализируемой статьи сам пользуется выработанной в нем системой понятий, таких как “бесовщина”, “князь мира сего”, хотя и употребляет их по рецепту, выработанному известным “специалистом” по антисемитизму Климовым (“Протоколы красных мудрецов” и др.), возможно, не осознавая в корней той идеологии, которую использует. А об этих корнях известный русский философ Н.А.Бердяев в книге “Смысл истории” писал так: “В пределах самой христианской истории происходит постоянное взаимодействие начал юдаистических и начал эллинских, которые и являются главным источником всей нашей культуры. Отказ от признания вклада иудаизма в мировую культуру и связанного с ним Ветхого завета имеет своим логическим продолжением непризнание заложенных в нем моральных принципов. На этом можно и заработать, что и было описано в Библии: иудины сребренники как награда за предательство вероучителя (и вероучения).Правда, это уже Новый завет, христианство. Но я, да простят меня исповедующие иудаизм, не ставлю между ними непреодолимой преграды, на что, кажется, имею право, хотя бы в рамках этого разговора: и тот, и другой созданы одним народом.

Интересно отметить, что Г. Ахтырко, обладая журналистским чутьем, пусть негативным образом, но обозначил пустующую “экологическую нишу” нашей культуры и образования. Действительно, если об эллинских (древнегреческих) корнях культуры мы узнаем еще в школе, то об “юдаистических” не знаем практически ничего.

Частично заполнить этот пробел пыталась международная конференция по иудаике, проходившая в Саратовском (классическом) университете в ноябре 1997 года, где мне руководством университета было поручено проведение “круглого стола” религиозных конфессий, представленных в Саратове и области. На конференции выяснилось, что в Германии и некоторых других странах Запада, преподают специальный предмет “иудаистика”, в котором излагают основы культуры, в том числе и религиозной, еврейского народа. Если бы мы имели это, то, возможно, версии о “кровожадных” раввинах показались бы большинству людей просто смешными. А пока что в Германии, когда-то уничтожавшей евреев, открывают синагоги, а в России спасшей мир от фашизма, находятся люди, пытающиеся их взорвать. Кстати, вклад христианства и мусульманства в современную культуру тоже требует большего внимания. Недаром же в работе упомянутого “круглого стола” принимал участие имам мусульман Поволжья М.А.Бибарсов.

В заключение хочу подчеркнуть, что в любом случае человек, владеющий словом, журналист, не должен превращаться, потакая вкусам определенной части общества, в пропагандиста варварства, ибо от имени народа должен говорить просвещенный, доброжелательный и терпимый к национальным особенностям других народов человек, поскольку речь идет о многонациональной России.

А.Роках, физик, профессор СГУ

Об авторе.
Профессор Саратовского (классического) университета, доктор физико-математических наук Александр Григорьевич Роках помимо физики занимается методологией научно-технического творчества, особенно философскими и психологическими ее сторонами. По его инициативе в Саратове и области внедряется новая область глубинной психологии и социологии - соционика. В последние годы А.Г. Роках опубликовал ряд статей по взаимодействию науки с религией и мистицизмом, сделал ряд переводов поэзии немецких колонистов.

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...