Саратовские новости
политика

Интервью губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова Радио МАЯК

5 марта 2004г.

- Первый вопрос - о космосе. Нынешний год - особенный для космонавтики. Саратовская область в нашей космонавтике сыграла особую роль. Во-первых, первые космонавты садились именно на территории Саратовской области.

АЯЦКОВ: Мы объявили в Саратове 2004 год Годом Гагарина. Юрию Алексеевичу Гагарину исполняется в этом году 70 лет, и мы подготовили огромный комплекс мероприятий, связанный с космонавтикой. Не только два первых космонавта приземлились на территории Саратовской области, чем мы очень гордимся, но и подготовку первый отряд космонавтов проходил на территории Саратовской области - в Балашове, Энгельсе, в аэроклубе, где приобрел "крылья" Юрий Алексеевич Гагарин. И мы это очень высоко ценим. У нас прекрасный музей Гагарина. Мы чтим память Юрия Алексеевича. И для саратовцев 12 апреля - это как для всех россиян Новый год.

Поэтому мне очень важно было побывать в Казахстане в составе делегации во главе с нашим президентом Владимиром Владимировичем Путиным, где наряду с подписанием ряда очень важных для России и Казахстана соглашений был подписан договор о долгосрочной аренде космодрома Байконур до 2050 года. Надо сказать, что не только мы сегодня имеем соглашение с Байконуром. Мы шефствуем над 10-й площадкой. Мы строим жилье для людей.

- Поясню: 10-я площадка - это город Ленинск. Первая площадка - это "Гагаринский старт", 17-я площадка - гостиница "Космонавт".

АЯЦКОВ: Так вот, мы для тех людей, которые отработали и желают жить в Центральной России, построили уже не один дом. Люди с удовольствием переезжают к нам на постоянное место жительства из Ленинска, дети с 10-й площадки, с Байконура, отдыхают в лагерях труда и отдыха в летний период, это у нас самая тесная связь. Я несколько раз был на запуске ракет и с грузом для космонавтов, и с космонавтами. Поэтому не понаслышке знаю ситуацию. И очень был рад, что было принято решение о том, что использование Байконура будет совместное с Казахстаном, и в ближайшее время будет запущен спутник связи для Казахстана нашим ракетоносителем. И после противостояния, которое мы наблюдали 5-6 лет назад, сегодня очень теплое отношение. Я слышал, какие добрые, искренние были слова сказаны Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым и Владимиром Владимировичем Путиным в адрес казахского народа, в адрес россиян. И мы продвинулись и в политических, и в экономических взаимоотношениях, и в других. Поэтому космонавтика жива и будет жить долго. А мы в 2004 году, повторяю, проведем очень хороший праздник на территории Саратовской области, в том числе международную конференцию, куда приглашаем астронавтов, космонавтов бывших социалистических стран. Приглашаем первого космонавта Китая.

- Сейчас очень многие переживают по поводу того, что происходит с нашим авиационным парком. Звучат такие слова, как "лизинг", "брать "Боинги". А какова судьба знаменитого Саратовского авиазавода?

АЯЦКОВ: Я должен сказать, что завод жив, завод не растащили, все оборудование, станки, основные специалисты все на местах. Но был такой период, когда правительство Российской Федерации слышать не хотело про ближнемагистральный самолет Як-42 и его модификации в силу разных причин, я не хочу их озвучивать. Завод живой. На стапелях сегодня пять машин. Есть заказчики на 40 машин, но нужен, как вы правильно заметили, самый надежный, сертифицированный лизинг для полетов за пределы нашей Российской Федерации. Да, нужно ввести модификацию, нужно совершенствовать салон, нужны более мощные двигатели. Но аэродинамические качества машины Як-42-Д признаны сегодня одними из лучших в мире. Кстати, о самолете Як-42 мы говорили в Казахстане. Они с удовольствием будут заказывать. В счет оплаты аренды Байконура мы, может быть, и будем поставлять в том числе и самолеты Як-42. Но это вопрос будущего.

- Теперь еще один вопрос, который касается всех. В разгаре зима. То оттепель, то морозы. Вы говорили, что с Казахстаном вы договорились, и уголь к вам идет ближайшим маршрутом. Но проблема ЖКХ сейчас самая больная.

АЯЦКОВ: У нас навязло на зубах одно: ЖКХ. Но нужно убрать первую букву из этих трех. Есть коммунальное хозяйство России, куда входят и жилищно-коммунальная система, и уборка мусора, и электрификация, и лифтовое хозяйство и т. д. У нас есть коммунальные хозяйства Саратовской области, других регионов. Вот об этом надо вести разговор. Ту систему, которая была при Советах, нужно просто ликвидировать.

Система коммунального хозяйства - это самая рыночная система. И за качественные услуги народ готов платить. У нас очень хорошие законы: если услуги стоят больше 22 процентов семейного дохода - есть субсидии. А у нас же все страшилки и пугалки. Надо людям просто, доходчиво, понятно объяснять. И мы сегодня в Саратов пригласили "Российскую коммунальную систему", она оказывает хорошие услуги, качественные услуги. У нас не обрывались провода, как в Волгограде, потому что работает система предупреждения, вибраторы, нагреватели проводов. У нас сегодня есть запас топлива. Я думаю, что зимний максимум мы пройдем без проблем. Локальные, конечно, будут - где-то задели газовую трубу, где-то оборвался провод, - но больших проблем мы не допустим.

- Есть два вопроса. Первый: где взять деньги? Вот я знаю, вас очень волнует такая тема - укрупнение регионов. Она связана с определенными, вроде укрупняется, но кое-что сокращается - чиновничество. А в связи с этим второй вопрос. Вот сейчас президент обозначил одно из важнейших направлений работы как борьбу с коррупцией. А коррупция - это в первую очередь чиновник. Сам Владимир Владимирович сказал, что деятельность любого чиновника должна быть прозрачной, хотя не совсем ясно при нынешнем законодательстве, как это сделать. Укрупнение регионов, борьба с коррупцией - как это на местах внедрять?

АЯЦКОВ: Чиновнику нужно создать условия для работы, в первую очередь заработную плату, средства связи, коммуникаций, чтобы не было у семьи проблем, чтобы были решены жилищные вопросы. И определить ему четкие права, ответственность и обязанность, и отслеживать эту ситуацию. Если он не справляется с поставленными задачами, значит, его просто нельзя допускать к власти. А сегодня за каждым чиновником сажать надсмотрщика себе дороже будет. Я понимаю, что здесь у нас и так предостаточно контролеров. В этом плане в Саратовской области очень хорошо работают прокуратура, ФСБ, ГУВД и выявляют, кто нечист на руку, в том числе и в структурах власти. Я считаю, что этого вполне достаточно. Тот тезис, который высказал в своем послании в 2002 году президент Владимир Владимирович Путин, что должна быть одна диктатура - диктатура закона, к сожалению, не все взяли на вооружение. Диктатура закона от президента до рядового работника, включая и региональную власть, и муниципальную власть. Должны руководствоваться только законом и ничем иным.

- Дмитрий Федорович, в российской истории был любопытный случай. Вот, например, знаменитый Александр Данилович Меншиков, первый, кстати, казнокрад, но и правая рука Петра Первого, сам издавал приказы: "Чиновникам жалованья больше не платить, и так взяток много берут". Но у Петра Первого были свои методы воздействия на зарвавшихся чиновников - и на дыбу мог отправить, и ноздри выдрать, и в Сибирь, и голову отсечь, в конце концов. А сейчас, вы правильно сказали, надсмотрщиков не поставишь.

АЯЦКОВ: Любе правительство - это живой организм. Если только там застой, значит, будет болото, будет тухлятина, гниль - все те проблемы, о которых мы сегодня говорим. Постоянно должно быть движение и жесткий внутренний контроль в муниципальном образовании или у главы окружной администрации, в целом в области, должны быть прозрачные действия власти, подконтрольной нашему народу. Ведь не каждый глава региона или муниципального образования пытается отчитаться перед народом о тех проблемах, которые он решает. И это очень плохо. Власть должна быть доступна для простого народа и подотчетна простому народу. Тогда не будет тех вопросов, которые мы сегодня обсуждаем.

- Чем меньше чиновников, чем меньше ступенек для простого человека, тем лучше для государства и для всех нас. Вот у вас есть идея об укрупнении регионов. Ведь сколько чиновников сократится!

АЯЦКОВ: Мы не должны здесь считать только деньги. Я за то, чтобы регионов было меньше. И их должно быть 50, максимум 60.

- Как губерний раньше.

АЯЦКОВ: Но при этом не должны быть ущемлены национальные интересы. У нас многонациональная Россия. Значит, нужно поднять статус национальный. Вот Абдулатипов возглавляет палату национальностей России. Вот ее нужно укреплять тогда, субъекты, автономные округа, но при этом люди не должны утратить обычаи, культуру, традиции, религию. Поэтому здесь должно быть, как в клятве Гиппократа, сказано: укрупняя, не навреди. Сэкономишь тысячу, а потеряешь миллионы. Поэтому здесь нужно быть предельно осторожным. Это должно быть в первую очередь добровольное желание самих жителей тех регионов, которые хотят присоединиться к тому или иному субъекту.

- Поговорим еще об одной очень важной проблеме, от которой тоже зависит безопасность нашей страны. Волга - какая она красивая в ваших местах! Что делается, чтобы главная река страны была чистая? Ведь без нее не будет жить и Каспийское море, которое и так нефтью травится с разных сторон.


АЯЦКОВ: Я должен вас "разочаровать": за последние 5-6 лет Волга стала в разы чище.

- Промышленность стояла. Был, кстати, такой феномен во время первой югославской войны.

АЯЦКОВ: Нет. Требования экологов стали более жесткие, жестокие, и просто закрываются предприятия, которые делают выброс в открытые водоемы. И строятся локальные очистные сооружения на предприятиях, которые несут экологическую опасность для Волги. Это первое.

И сами люди осознают красоту и значимость Волги. Мы же потребляем воду Волги. Ведь сегодня в мире столько рек, из которых вообще опасно брать воду. А мы в Волгу выпускаем полмиллиона малька только осетровых каждый год. И вы правильно заметили, самая красивая Волга - в акватории Саратовской области, а это 400 с лишним километров. И у нас сегодня можно видеть самое большое разнообразие рыбы. Я буквально в прошлом году, когда путешествовал по своей территории, увидел огромное стадо волжских черепах. Никогда раньше не видел. Это - экология. Раки сегодня, пожалуйста, в Волге хорошие. Если раньше мы видели в вобле какие-то вкрапления черных пятен, сегодня этого нет. Плавающей вверх брюхом рыбы я тоже давно не видел. Хотя есть браконьерство, хотя есть варварство, но это носит локальный характер.

Волга все больше и больше становится экологически чистой, хотя сделать предстоит еще очень много. Нужно убрать затонувшие баржи, суда, их очень много на дне Волги. Фарватер нужно постоянно чистить. За Волгой нужно ухаживать, вкладывать туда каждый день денежки, потому что это самая главная артерия и самая главная гордость нашей страны, особенно тех регионов, более 30 регионов России, по которым проходит Волга.

- Вы возглавляете Союз территорий и предприятий атомной энергетики. Вы знаете, с одной стороны, атомная энергия - дешевая, как и получаемая на гидроэлектростанциях электроэнергия. А с другой стороны, некоторые считают, что подписанные некоторое время назад определенные решения о ввозе ядерных отходов превращают Россию в ядерную помойку. Вы - председатель этой ассоциации.

АЯЦКОВ: Я позволю себе не согласиться с вами. Это не отходы, а отработанное ядерное топливо, которое можно использовать в дальнейшем в других целях, чтобы получать те же деньги, и ни о какой помойке речи быть не может. Это выгодный бизнес. Хотя вопросов остается очень много. Должна быть стройная система работы с отработанным ядерным топливом, но это ни в коем случае не отходы. Отходы - это когда собирают твердые бытовые отходы, и они являются сырьем для переработки. Поэтому я здесь готов спорить. И, конечно, на это нужно выделять деньги, и выделяются деньги Министерством атомной энергетики. И я здесь не вижу катастрофы и проблем для нашей страны.

- А нужен ли общественный контроль? Чиновник - он хитер и коварен.

АЯЦКОВ: Вы абсолютно правы. Вот он, этот контроль, и есть. Я являюсь председателем Союза территорий и предприятий атомной энергетики на общественных началах. В наш союз входят 26 территорий, еще три территории написали заявления. И мы как раз являемся общественным контролем. Мы не только гладим по головке, но и указываем на недостатки в работе, и буквально последнее заседание союза было очень жесткое. Министр получил по заслугам. Посмотрите, мы за пределами России строим 4 энергоблока, а у себя на территории один никак не достроим (Калининская атомная электростанция, третий блок)! А программа предусматривала ежегодно сдавать один энергоблок. У нас два блока недостроенных: пятый блок Балаковской атомной электростанции где-то процентов на 80 готов, 6-й блок в заделе, оборудование нужно заказывать, документацию нужно обновлять.

Пора ставить точку. На вопросы отвечал губернатор Саратовской области Дмитрий Федорович Аяцков.
Беседовал обозреватель Владимир Безяев.


Аудиозапись интервью расположена здесь: http://www.radiomayak.ru/schedules/6852/14195-audio.html

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...