Саратовские новости
политика

Такова се ля ви

27 июня 2003г.

После многолетнего перерыва министерство, отвечающее «за экономику», снова возглавил Александр Степанов. Пожалуй, назначение неожиданное. Однако замечено: чтобы система была устойчивой, ее надо слишком часто трясти.

Министр экономики и инвестиций Александр Степанов, вероятно, единственный в правительстве, кто много читает «по специальности». Труды рыночных патриархов, работы по теории управления, ежедневно и обязательно - экономические обзоры. Много общается с коллегами из других регионов, участвуя в конференциях и семинарах. Которые, как правило, недружественно настроенными людьми расцениваются как «изначально бесполезные».

ПОПУТНЫЙ ВЕТЕР ПЕРЕМЕН
Александр Степанов никогда не работал в реальном секторе экономики. Он был плановиком, дослужившись до поста зампредседателя горплана. С «хитрой» должности инструктора обкома «по торговле» он переместился в кресло заместителя начальника областного управления торговли. Родовые отметины времени «карточного», дефицитно-распределительного, которое сформировало специфические подходы, преодолевал на фондовой бирже. В должности исполнительного директора работал долго. Понадобилось пять лет, чтобы его снова призвали во власть.
При всем своем интеллектуальном потенциале он остается теоретиком, не практиком. Причем человеком, не преуспевшим в отстаивании собственных теорий. Конфликты интересов, провоцирующие столкновения в правительстве, заставляли его искать выход и - ошибаться. Тогда, наконец, он отыскал свою форму выживания: создал себе пространство и сам его принялся «разрабатывать». Высший экономический Совет, позже - Агентство регионального развития - вот структуры, которые он себе «придумал» и которыми руководил.
Человек эмоциональный, он может выказать раздражение, когда речь идет о вещах для него принципиальных, даже наговорить слов резких - однако никогда не будет строить интриг. Или долговременных, многоходовых комбинаций. Этим пользовались. И кому-то очень хотелось бы, чтобы он выглядел этаким «домашним шутом». Любителем многосложно порассуждать о вещах заумных и на саратовской земле невозможных. Он и теперь будет для некоторых самой удобной мишенью для критики.

КОГДА ПЕРВЫЕ СТАНУТ ВТОРЫМИ
Александр Степанов привел в администрацию области Сергея Шувалова. Они были знакомы давно: последний - тоже бывший инструктор отдела торговли обкома. И тоже в течение ряда лет руководил коммерческой структурой, основы рыночной экономики изучая не в гарвардах. Оба они оказались восприимчивы к новым экономическим условиям.
В июле 1997 года Шувалов стал первым замминистра у Степанова. А потом через полгода он был назначен министром экономики, вытеснив Степанова, потерявшего пост зампреда правительства, на безобидную роль «идеолога» экономических реформ. Вряд ли следует отыскивать «черную кошку», пробежавшую между старыми друзьями. Степанов тяготел к стратегическому планированию, к внятным и осмысленным действиям. Политическая же ситуация требовала от губернатора незамедлительного достижения практических результатов, которые должны были обеспечить министры. Тогда все складывалось не в пользу Степанова: обострились отношения между губернатором Аяцковым и вице-губернатором Володиным, каждый «по конфликту» должен был определиться. Потребовались и решительные действия в экономическом секторе, к которым Шувалов был готов, а Степанов - нет.
Сергей Шувалов стал зампредом правительства и до избрания депутатом и спикером облдумы долгое время проработал первым вице-губернатором. Степанов же, как говорил губернатор, «все ботинки истоптал», выбивая федеральные программы, но при этом оставаясь в тени.
И вот - очередное вхождение в ту же воду. «Рокировки» стали фирменным саратовским стилем: министр культуры Лотарев, например, уступил пост замминистру Грищенко. Теперь бывший министр доходов и бывший глава минэкономразвития и торговли Шарапов стал первым замом Степанова.

ОПЕРЕЖАТЬ ВРЕМЯ НАДО ВОВРЕМЯ
Что сумели сделать Шувалов и Степанов? Принять Стратегический план развития области. Только что на встрече с московскими аналитиками из Совета по национальной стратегии спикер облдумы Шувалов признал, что этому хорошему и правильному плану все еще нет места. Потому что область с этим планом самостоятельно справиться не в состоянии...
Причины понятны. Меняются политическая ситуация и экономическая конъюнктура, крупные корпорации перенаправляют финансовые потоки, а регион, в отличие от барона Мюнхгаузена, себя за косицу из болота тащить не умеет.
Идеологически «экономический блок» прошел путь непростой. Чаще всего он был несвободен в своих решениях. И потому балансировал от немецких идей восстановления «народного хозяйства» (по методике гения-экономиста Герхарта, была даже идея принять закон о народном хозяйстве губернии) до ультра-либеральных рыночных идей, связанных с реформами ЖКХ. Например, всем жителям предлагалось организоваться в ТСЖ и платить за услуги 100%. К этому регулярно призывал губернатор.
«Экономистам» пришлось колебаться вместе с «линией партии». На практике губернатор вынужденно отдавал предпочтение не новым экономическим теориям, а алкогольному рынку, что совсем не хорошо для народа, но хорошо для бюджета. Негласные разнарядки, исходившие от исполнительной власти, заставляли в каждом магазине иметь «свою», «ликсаровскую» продукцию. Потом - в связи с изменившимися условиями - от такого нажима пришлось отказаться.
С зерновым производством была подобная картина. За кредиты сельский товаропроизводитель вынужден был расплачиваться зерном нового урожая по ценам, выгодным «уполномоченным» посредникам, а не производителю. Невозможно было реализовать зерно на свободном рынке, хотя за него платили полновесным, иногда даже наличным рублем. Нужна была справка-разрешение, кругом были милицейские посты-кордоны.
Прошли через увлечение участия государства в бизнесе. Хотя ни тогда, ни сегодня в реальной российской экономической ситуации нет примеров удачного управления национализированными предприятиями. И даже в Москве лужковский «Москвич» рухнул, хотя «раскручивался» с превеликим шумом. Нерыночное мышление и администрирование - две вещи, с которыми придется бороться новому-старому министру Степанову.
Ему также придется заниматься с губернатором «экономической учебой».
Объяснять, как «правильно» вести себя на «экономическом поле».
Если бы губернаторское окружение и «профессиональные лоббисты губернии» решили вопрос о поставке Як-42 в зарубежные страны, а после организовали бы невыносимые условия директору Ермишину для дальнейшего пребывания его на своем посту, - было понятно и оправдано очередное массированное наступление на САЗ. Но без подготовленных рынков сбыта или решенного вопроса о государственных префенициях затеваться с огосударствлением гиганта с экономической точки зрения более чем нетехнологично.

ОСОБАЯ ТЕРРИТОРИЯ
Те, кто занимались менедж-ментом губернских проектов, сумели объяснить губернатору - самым крупным производителем зерна и водки область уже не станет. А ничего другого, что продается успешно, в области уже не осталось. А есть переизбыток электроэнергии. И этот рынок перспективен, в том числе и в политических аспектах. Участвуя в создании Союза атомных территорий и предприятий атомной энергетики, Дмитрий Аяцков возглавил его. Только что на заседании Совета на Калининской АЭС в городе Удомля Тверской области он заявил: нет у правительства денег для развития закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), в которых расположены, как раньше говорили, Атомграды. Поэтому нужно установить статус - дословно - особых административных поселков и городов (для «особых территорий» деньги найдутся?).
Это сродни восстановлению «копеечных» льгот для жителей 30-километровой зоны. Плата за страх? Конечно, лишние сэкономленные деньги для населения - не лишние. Но, случись катастрофа, радиоактивное заражение местности произойдет на тысячах квадратных километрах, а это куда шире объявленной зоны. А люди, как и прежде, предоставлены сами себе, не застрахованы их жизнь, здоровье и имущество...
Такие союзы «зоны риска» можно плодить, как клубы по интересам. Когда-нибудь появится союз территорий, расположенных возле пусковых шахт баллистических ракет. Разве меньший риск жить по соседству с татищевской дивизией, где стоят на вооружении ракеты «Тополь М», чем с атомным реактором? А решать-то вопросы «особых территорий» надо комплексно, ответственно, по-государственному...

МАРОН МНЕ ДРУГ, НО ИСТИНА ДОРОЖЕ
Только что во время совещания в правительстве рассматривался ход выполнения федеральных целевых программ. Оказалось, их даже больше, чем область может освоить. В ряде случаев, как было заявлено, деньги «лежат» на счетах казначейства, но подрядчики их не получают, поскольку не подготовлены документы, позволяющие произвести оплату. Иногда отсутствует даже первичная проектно-сметная документация объекта. Вице-губернатор Владимир Марон считает: поэтому вместо 32 программ следует сосредоточиться на 8-10, не больше. А вместо мелких объектов возводить крупные, значительные, социально значимые.
Степанов, помня, наверное, какой непростой ценой давалась работа по этим программам, с Мароном заспорил. И посчитал, что 32 программы «нельзя считать лишними». Более того, сказал, что министерство не планирует сокращать число программ, поскольку объем финансирования и без того до 2 раз будет сокращен. А это, как хорошо понимает Степанов, понижение общих экономических показателей и очередное падение области в шорт-листах рейтинговых агентств. За что губернатор, конечно же, обрушится с критикой. На кого? Прежде всего, на министра экономики.
Эта первая дискуссия, показывающая разницу в подходах. Назначение Степанова (которого долгое время считали человеком Шувалова) состоялось лишь благодаря благословению Марона. Известно, что случается, когда с вице-губернатором спорят публично. Пока Степанова хранит «инерция» назначения, но три месяца спустя такая неосмотрительность уже ни за что не простится.
Степанов пока еще не заявил о своих приоритетах. Нет конкуренции идей. Не объявлены приоритеты экономической политики обновленного местного кабинета министров. Мы не знаем, что придумал этот человек, способен ли удивить специалистов. И обеспечить существенный экономический рост.
Наработав за шесть лет новый потенциал, приобретя вожделенные властные рычаги, примется ли усиленно разворачивать заскорузлый экономический механизм? Или снова тихо уйдет, разведя руками? Не потому, что не способен - способен. Потому что иногда реализовать себя просто невозможно. Даже если ты фанат своего дела.

Юрий САНБЕРГ,
"Новые времена в Саратове"

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...