Саратовские новости
политика

На изношенных опорах

2 декабря 2001г.

Ноябрь 2001 года не только некруглая дата Октябрьской революции, но ещё и 10-летие начала либеральных реформ в России. Реформ, приведших, по оценке почти всех экспертов, к печальному результату. Про народ и говорить нечего. Если он не проявляет массово и бурно своё негодование, то не в последнюю очередь потому, что слишком далеко зашла его деградация. Не случайно наряду со ссылками на чисто технические причины неудач реформ, как то: неправильно выбранная последовательность реформистских шагов, не та форма приватизации и её поспешность, серьёзные исследователи всё чаще указывают на то, что «большинство российских проблем связано с нравственностью - точнее, с её отсутствием».
Широко известный в начале 90-х годов экономист и один из идеологов реформ Виталий Найшуль недавно прямо сказал, что нормальное развитие экономики в России требует нравственных устоев. Да, безнравственность наиболее разрушительно проявляет себя в экономике. В самом деле, какой она, экономика, может быть, если каждый ворует и обманывает, если коррупция во власти, барство и хамство чиновников, бездействие судебной системы в том, что касается защиты прав человека стали нормой жизни? И каким способом можно экономику вылечить?
Для Саратовской области эти вопросы следует адресовать в первую очередь к промышленности - сердцевине экономики.

НА ПОРОГЕ НОВОГО ВЕКА

Сколько бы мы ни иронизировали над статистикой, но судить о чём-то общем и большом можно лишь опираясь на цифры, показатели, индексы, то есть на статистику.
Промышленность Саратовской области, если верить написанному, с 1998 года находится под неусыпной опекой правительства области. Тогда была разработана Программа развития промышленности области на 1998 - 2000 годы.
Дефолт основательно потрепал благие намерения Программы и показал, сколь эфемерны могут оказаться планы на местах, если там, "наверху", имеются интересы, далёкие от намерений области.
Но неизменной осталась статистика и до сих пор привлекают внимание выводы и оценки, зафиксированные в Программе. Кое-какие из них могут получить новое звучание в свете наметившегося в последнее время внимания Генеральной прокуратуры к делам сильных мира сего.
Вот один из таких выводов, содержащихся в Программе 1998 - 2000 годов:
"Собственники предприятий, по сути дела, разделились на две группы:
* акционеры, <...>предпринимающие усилия по приведению структуры производства и управления в соответствие с рыночными условиями;
* акционеры, вставшие на путь фактического расхищения собственности через разнообразные механизмы перекачки капитала".
Представляется, что второй группе - акционерам-расхитителям - до сих пор уделялось незаслуженно мало внимания. Их вклад в дело развала промышленности и экономики в целом больше, чем все усилия правительств области и страны, направленные на подъём.
Однако и в очередных правительственных предначертаниях, изложенных в "Программе развития промышленности Саратовской области на 2001 - 2005 годы", среди факторов, препятствующих развитию промышленности, фактора расхищения предприятий, а по сути - промышленного бандитизма и мародёрства, нет. А есть много статистики, которая не только что-то проясняет, но и загадывает загадки.

ГЛАВНАЯ ЗАГАДКА СТАТИСТИКИ

ХХ век промышленность области завершила удручающим итогом. Индекс физического объёма по полному кругу промышленных предприятий области составил 57,4 процента от уровня 1990 года.
В провале оказались почти все отрасли, выпускающие действительно "физические" объёмы - те, которые можно, что называется, потрогать руками. Исключение - табачная промышленность, увеличившая объём продукции в 4 раза! В самой же глубокой яме оказались машиностроение и металлообработка (36,6 процентов) и лёгкая промышленность (34 процента). На этом фоне кажется загадочным увеличение продукции отрасли, чей "физический" объём руками лучше не трогать - электроэнергетики. 114 процентов - таков её индекс! Представить, что остатки промышленности области стали потреблять электроэнергии вдвое больше немыслимо, поскольку не подтверждается той же статистикой. Согласно ей удельный вес энергозатрат в себестоимости промышленной продукции за 1998 - 2001 год вырос с 8,6 процентов до 20,2 процентов. Однако главную роль в этом сыграл рост тарифов. Хотя не обошлось, естественно, и без расточительства, деликатно называемого нерациональным использованием ТЭР. Попутно заметим, что данный показатель косвенно свидетельствует и о том, что энергосберегающая политика в области, наиболее полно изложенная в "Губернаторской программе энергосбережения", либо провалилась, либо оказалась малоэфффективной.
Под этим углом зрения становится понятной инициатива правительства области, направленная на продолжение строительства АЭС. Легче получать налоговые отчисления от объекта, построенного на федеральные средства, чем заниматься без особой надежды собственными, полуразворованными предприятиями, энергосбережением, высокотехнологичной продукцией и, вообще, всем тем, что даёт прибыль не мгновенную, да к тому же требует инвестиций. Словом, трудно в наше время быть НЕ ВРЕМЕНЩИКОМ у власти.

УПОВАНИЯ НА ИНВЕСТИЦИИ

Перечисленные направления требуют пояснения. Лукавство нашей статистики безмерно. Благодаря этому её свойству в перечне высокотехнологичных производств могут оказаться по соседству производство изделий, основанных на применении микроплат и микропроцессоров и производство... "стеклобанок объёмом до 0,25 куб. см" (для майонеза, надо думать).
Высокотехнологичную продукцию могли бы производить в основном две отрасли саратовской промышленности, не выделенные в отдельную строку: авиакосмическая и электронная. В Программе на 2001 - 2005 годы они фигурируют под общим названием "Оборонная промышленность".
А вот Программа на 1998 - 2001 годы констатирует: "По своему научно-техническому и кадровому потенциалу оборонный блок предприятий Саратовской области в настоящее время является одним из самых мощных в России (! - Ю.Ч.) . Уникальный по своим возможностям комплекс предприятий оборонной промышленности включает в себя 11 крупных НИИ и ОКБ и 23 мощных завода (!! - Ю.Ч.) пяти военно-ориентированных отраслей: электронной, авиационной, аэрокосмической, судостроительной, оборонной <...> . В 1990 году на долю предприятий ВПК приходилось более 20 процентов общего объёма промышленного производства,<...> в настоящее время - 5,6 процентов".
То есть доля ВПК сократилась почти в 3,6 раза (собственно объём продукции сократился в 2,9 раза).
Любопытно, что при этом численность занятых на предприятиях ВПК области уменьшилась с почти 100 тысяч человек (1992 г.) до 45 тысяч - лишь в 2,2 раза.
Иначе говоря, в период падения производства трудоёмкость продукции не только не уменьшилась, чего следовало ожидать, но даже возросла!
В точных цифрах это выглядит так. В 1990 году 1 процент объёма продукции ВПК производили 996 человек. В 1997 году ту же работу делали уже 1300 человек. Только сумасшедший станет утверждать, что ТАК работая, можно жить хорошо.
Удивительна природа кризиса по-российски! Во все времена лучшими приёмами ведения хозяйственной деятельности во время кризисов считались снижение издержек производства (и, тем самым, себестоимости). У нас всё делается вопреки логике. И производство электроэнергии растёт при общероссийском падении производства, и трудозатраты увеличиваются. Но может быть в недрах ВПК созрели какие-то многообещающие высокотехнологичные проекты и разработки, обещающие прорыв из кризисного состояния в процветание?
Программные тезисы развития промышленности области на 2001 - 2005 годы противоречивы, как говорится, донельзя.
С одной стороны, утверждается, что "широкое применение получат технологии двойного назначения, включая <...> микроэлектронику, информационные технологии" и др. (стр. 64), а также то, что "поиск новых и нетрадиционных источников энергии является одним из направлений развития энергетики на ближайшую перспективу" (стр. 65). С другой стороны, в качестве приоритетных инвестиционных проектов на период 2001 - 2005 годы по предприятиям оборонно-промышленного комплекса определены лишь два проекта.
Первый из них предусматривает создание ветроэнергетических установок на Саратовском авиационном заводе. Для его реализации требуются инвестиции в объёме 520 тыс. долларов США. Отдавая дань смелости авиастроителей, решившихся противопоставить нынешнему буму атомной энергетики альтернативный проект, всё-таки скажем, что это - мизер по сравнению с тем, что действительно может обеспечить прорыв.
Второй проект, представленный ООО "СЭПО-ЗЭМ", называется "Реконструкция производства для выпуска холодильной техники, работающей на озонобезопасных компонентах, обеспечивающих мировые нормы по экологии" и требует 60,3 млн. рублей инвестиций. Но его даже при сильном воображении трудно считать значительным вкладом в развитие промышленности. Особенно в свете последних сообщений, ставящих под сомнение влияние фреона на разрушение озонового слоя.
Эти примеры, иллюстрирующие положение в ОПК (нынешнее обозначение ВПК), очень показательны. Уж если оборонный комплекс не имеет в перспективе ничего масштабного, то чего можно ожидать от остальной части промышленности?

НА ЧТО ЕЩЕ УПОВАЕМ

Базовые характеристики промышленности области на конец ХХ века, мягко говоря, выглядят настораживающе. В ней всего 29 предприятий, работающих стабильно и втрое больше - 105 - работающих нестабильно. Да ещё 50, находящихся на стадии банкротства. Более половины предприятий во всех категориях сосредоточены в машиностроении и металлообработке, куда входит и ОПК (ВПК). Удручающим было соотношение прибыльных и убыточных предприятий. На 105 прибыльных приходилось 79 убыточных - 36 процентов - такова их доля.
На начало ХХI века эта доля изменилась незначительно - до 30 процентов. И даже на 2005 год планируется (!) до 15 процентов таких предприятий. Ничего необъяснимого в такой вялой динамике нет. Многое объясняется состоянием оборудования саратовской промышленности.
Средняя степень износа основных фондов крупных и средних предприятий составила более 50 процентов. Однако они ещё выше в химической (54,3 процента), лёгкой (55 процентов) и значительно выше в топливной промышленности и промышленности стрйоматериалов (по 63 процента).
Самое же печальное то, что существующие объёмы обновления не позволяют преодолеть этот процент изношенности.
Из этого следуют простые, логичные и безрадостные выводы:
* любое увеличение объёма производства увеличивает степень износа оборудования до катастрофической величины;
* реализация высокотехнологичных процессов на изношенном оборудовании, обеспечение высокой точности изделий и повышение производительности труда становится невозможным;
* возрастает опасность техногенных аварий и катастроф.

Вместо резюме

Стоит ли рассматривать какие-то дополнительные параметры промышленности в свете уже сказанного? Скажем, динамику инвестиций в промышленности и её роль в подъёме промышленности или, например, роль и влияние на состояние промышленности внешнеэкономической деятельности. Рассмотреть, конечно, можно. Но углублённый анализ любого показателя способен лишь усугубить общую печаль. Скажем, 80 процентов инвестиций в промышленность планируется осуществить за счёт собственных средств предприятий и лишь 20 процентов за счёт привлечённых средств (да и кто захочет вкладывать деньги в гиблое дело?). Коснёшься внешнеэкономической деятельности - загадка на загадке. Ну кто видел на Саратовской земле хоть сотку земли, на которой произрастает хлопок? Однако в экспортных поставках из Саратовской области был такой продукт. В импорте - тоже. Очевидно, речь идёт лишь о перепродаже. Но статистика, лукавая статистика, всё суммируя, неизменно действует на улучшение показателей области.
А если взглянуть в суть, в корень, как говорил Козьма Прутков, то завершить далеко не полный обзор промышленности необходимо словами безусловного авторитета в этой сфере - вице-губернатора области Сергей Шувалова:
"Остаётся опасность удушения финансового положения промышленных предприятий из-за возобновившейся в последние два года тенденции опережающего роста цен производителей промышленной продукции по сравнению с ростом потребительских цен. Это усугубляется ожидаемым превышением цен на электроэнергию, газ и неизбежным повышением тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом".
Что к этому можно добавить? Разве что: "Аминь!".

Юрий ЧЕРНЫШОВ, "Земское обозрение"


Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...