Саратовские новости
культура

Вакатовская светопись

27 января 2002г.

В Торгово-промышленной палате проходит выставка работ известных саратовских фотографов. Одним из ее дипломантов стал Николай ВАКАТОВ.

Однажды Николай увидел, как разговаривают глухонемые дети. Он разглядел за полетами худеньких рук, за красноречием жестов еще и выразительный диалог глаз. И фотографу захотелось поближе познакомиться с этими ребятами. Зайдя в школу-интернат и пообщавшись с ее директором, Николай предложил сделать для его питомцев небольшую персональную выставку. Директор дал на это добро, и зрителями первой выставки Вакатова стали ребятишки, наделенные - в силу своего недуга - особой чувствительностью к зрительным образам.
Под работами, которые им понравятся, дети, согласно договоренности, поставили маленькие крестики. «И ребятишки оказались щедрее щедрого», - улыбается Николай, вспоминая ту выставку.
Он считает соприкосновение с миром глухонемых детишек огромной удачей для себя, ведь эти дети - как обнаженный, живой нерв, их восприятие бытия абсолютно искренно и неуемно щедро. Он сам хотел бы быть таким в своих фотографиях.
Вакатову интересна жизнь, ведь каждый день что-то происходит, и объектив фотокамеры фиксирует эти чудеса. Николай в свои 30 лет способен совершенно по-детски удивляться тому, как жизнь создает гармонию случайностей, как причудливо соединяются натюрморты, вывески и витрины, как время оставляет свои шрамы-автографы на мостовых, замках, дверях.
На фотографии самой обыкновенной (обыкновенной ли?) березовой коры можно различить что-то вроде пляшущих человечков, в старых номерных бирках с тремя шестерками таится какая-то мрачная магия. В серии его работ «Туманный лес» чудится что-то от Берендеева царства.
Иногда Вакатову нравится играть с фотоизображениями, накладывать одно на другое - подчас из этих экспериментов получаются настоящие чудеса. «Воскрешение дочери Аира» художника Зеленского Вакатов соединил с ликом Христа с Туринской плащаницы. Дерзость? Может быть. Но из этой дерзости родилось маленькое чудо фотоискусства.
Впрочем, все, что касается Бога и Веры, - для Вакатова отдельная и очень интимная тема, ведь он уже не первый год пытается фотографировать храмы - действующие и разрушенные. Легкий на подъем человек, Вакатов почти каждое лето немало колесит по области в поисках выразительных образов. Около села Кошели он заприметил как-то церковку, у которой вместо купола была... мохнатенькая, вся в цветах и траве, «прическа». В другом селе Николай сделал одну из своих самых лучших фотографий. На ней изображена заброшенная церковь - закопченная, со стенами из раскрошенного временем дерева, - а в небе над ней кружили голуби как символ божественного духа, символ того, что душа у церкви все равно жива.
У Николая есть мечта: сфотографировать все храмы нашей области - и действующие, и заброшенные.
Сейчас Николай работает фотографом в Радищевском музее. Сравнительно недавно он «нащелкал» для фондов музея каталог «Русской живописи», и, по его собственным словам, настолько пропитался яркостью, красотой и светозарностью этих картин, что теперь ему не страшны никакие будни. Тем паче, что в серые будни он не очень-то верит. «Наше отношение к миру, - считает он, - определяется тем, какие из мгновений жизни мы можем и хотим останавливать, запоминать, погружаться в них».
Вакатов - ловец счастья. Он ловит его лучики в барельефах старого Саратова, на стенках неказистых гаражей, в путаных дорожках осеннего леса, в храмах...
Романтик и мечтатель, он уверен, что пройдет несколько лет - и фотодело начнут преподавать в каждой школе. И у людей появится дополнительный шанс с любовью вглядеться в этот мир.

Светлана МИКУЛИНА

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...