Саратовские новости
культура

Видимое пение, зримая речь, в оперном "Маскарад"

14 ноября 2001г.

Позапрошлый год -- опера "Евгений Онегин", прошлый --
опять-таки опера "Риголетто". И вот долгожданный балет,
причем не из закромов популярной классики, а "Маскарад"
Хачатуряна: галерея масок, характеров, образов сложных,
неоднозначных. На сцене великолепие красок, игра страстей,
чувств в отточенных движениях, грациозных поддержках,
поворотах танцовщиков. За кулисами волнуется
балетмейстер-постановщик Наталья Рыженко, душа, нерв всего
спектакля: получилось, поймет ли зритель, оценит?

-- Ну как, понравилось, цепляет еще история любви, задевает сокровенные струны души? -- неожиданно спрашивает Наталья Рыженко (говорю, что впечатления самые наилучшие).

-- А как вам работа в нашем театре, трудности этой постановки? -- интересуюсь в свою очередь.

-- Если честно, как-будто бы топором делала атомный ледоход, -- признается Наталья Ивановна.

-- Нужен был особый свет, ламп нет. Выяснилось также, что в театре отсутствует телевизионная картинка, которая дается на пульт ведущего режиссера, чтобы он контролировал, в каком состоянии декорации. Ведь когда он смотрит в сторону, он не может физически видеть, что происходит в другом месте: туда все идет, не туда, под каким углом. В постановке очень важен эффект снега, достигающийся двумя аппаратами. Так один из них сгорел, сейчас трудится только одна лампа -- уже дефект, стереовида не получается, такие вещи очень неприятны. Критиковать легко, но технические
цеха и так работают в очень сложных условиях: недостает оснащенности, комплектации. Сегодня государственные театры пока еще не в таком положении, чтобы запросто покупать себе лампы по 700 долларов штучка.

-- А человеческий фактор?

-- Саратовская труппа тоже особенная. Из нее фактически ушел весь мужской состав, остались лишь четыре человека. И только благодаря тому, что руководитель балета одновременно является и художественным руководителем балетной школы, нам удалось выйти из тупиковой ситуации. Весь мужской контингент, который вы видели на сцене -- это ученики, мальчики 15--16 лет. Представляете, что значит для них осилить такой спектакль. Это не просто прорыв, это гигантский труд. Да и что греха таить, мышечная ткань пятнадцатилетнего подростка не соответствует тому, чтобы
поднимать ваших женщин. Ребятам надо делать поддержки, как взрослым партнерам. Отсюда либо потеря в хореографии, приходится снимать сложности, либо попросту закрываешь глаза на то, что они не все нюансы выполняют.

С моей точки зрения большой минус сегодняшнего спектакля в том, что не было саратовского выдающегося премьера -- Стецюр-Мова, который буквально создал партию Арбенина, помогал мне эмоционально, предлагал новые варианты. Он появится лишь в декабре, сейчас за границей. У меня было много исполнителей, я же ставила этот спектакль
неоднократно и должна признаться: Стецюр-Мова -- суперисполнитель.

-- До этого где шел "Маскарад"?

-- Он поставлен около 20 лет назад, но никогда не ставился до Саратова в России. Шел в Армении (все-таки Арам Хачатурян) и на Украине, где я работала в Одессе. Там великолепный театр, 90 человек была группа при советском строе. А оформлял тогда спектакль художник Илья Глазунов.

-- Бюджет саратовской постановки большой или не очень?

-- Я посмотрела смету, но могу признаться -- я не знаю, сколько обычно стоит балетный спектакль. Вообще балет -- искусство роскоши. Аскетизм, модный прежде, когда все выходили в черном трико и белых носках не заботясь о фоне, сейчас поднадоел. К сожалению нам не хватило времени сбалансировать интерьер. Почему? Опять-таки из-за отсутствия технических возможностей, приборов. Это не позволяло быть свободной в своей фантазии и импровизации. Тем не менее для меня очень важна была эта постановка.
Прошло почти двадцать лет, хотелось узнать, интересны ли современной молодежи такие романтические страсти, устарел ли этот балет. Вот вы поддались эмоциям, жалко было Нину?

-- Жалко, а скажите, насколько, на ваш взгляд, сложна музыка Хачатуряна в исполнительском плане?

-- Кстати, цельного балета ведь никогда и не существовало. Сегодняшний "Маскарад" -- компиляция. Здесь и музыка с драматическим спектаклем "Маскарад", и "Лермонтов" (вся трагическая музыка из пьесы "Лермонтов"), и соната для виолончели соло, и бассо-остинато, сочинение последнего года жизни, когда композитор уже думал о вечном(стали тематическим материалом эпизодов в сумасшедшем доме, ...). Музыка это опасная, очень эмоциональная. Для дирижера казалось бы простая задача, тем не менее я не уставала повторять: "Не бойтесь быть сентиментальными. Все устали от сухости, рационального звучания. Хочется чего-то идеального". Надо отметить, Медет Тургумбаев справился,
оркестр звучал экспрессивно.

-- Последний вопрос, как вам удалось заставить хор двигаться?

-- Сопротивление было, они кричали: "Мы не можем пeть, нас не будет слышно". Особенно боялись за финал, где им приходится раскачиваться. Я сказала: "Кто не может, пускай не поет". Ничего, сейчас привыкли. Балет -- синтетический жанр, нельзя бояться вводить новые элементы. После этого Наталья Ивановна отправилась на рандеву к семье Кияненко,
решать финансовые вопросы. Проза жизни, но без нее культура не выживет.

Из досье "Саратова-СП"

Наталья Рыженко -- одна из ведущих балетмейстеров нашей страны и зарубежья. Будучи солисткой балета Большого театра, в 1968 году дебютировала как балетмейстер и сценарист фильмов-балетов "Ромео и Джульетта" на музыку Чайковского (получил две международных премии в
Монте-Карло и Австралии), вместе с Майей Плисейкой "Анны Карениной", "Озорных частушек" на музыку Щедрина...

Ставила спектакли в Турции, Японии, Словении, фирменное блюдо -- "Маскарад" Хачатуряна, саратовская постановка -- первая в России за последние десять лет.

Николай ИВАНОВ, "Саратов-СП"




Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...