Саратовские новости
культура

Вождя указующий перст

8 ноября 2001г.

У саратовского монумента великому русскому революционеру В.И.Ленину на площади Революции (ныне Театральная) - главному атрибуту всех торжественных ноябрьских шествий 70-80-х годов, очень показательная история.
Еще в 1957 году в связи с приближающимся 90-летием вождя появилось соответствующее благословение ЦК КПСС и Совмина. Дело дошло до исполнения макетов скульптуры и площади, но потом застопорилось. Однако саратовское руководство таки добивается права на обладание монументальным изображением кумира. В 1967 году Министерство культуры СССР открывает финансирование проекта.

Муки творчества и согласований

В качестве автора-скульптора был выбран Александр Павлович Кибальников, бывший саратовец, а в то время москвич и уже известный ваятель, удостоенный Сталинской премии за создание в нашем городе памятника Н.Г.Чернышевскому около входа в городской сад Липки.
Главным архитектором города в то время работал Юрий Иванович Менякин. Он был утвержден автором-архитектором памятника. На долю Юрия Ивановича выпала разработка общей композиции. Крайне важным было выделить пропорции - 9 метров высота скульптуры и 9 метров пьедестала - целый шестиэтажный дом, сооружение должно было гармонировать с расположенными вокруг зданиями.
Непосредственным работам по изготовлению памятника предшествовала целая эпопея длительных согласований и утверждений сначала у местных партийных властей, потом в Министерстве культуры СССР и затем в ЦК КПСС. Опять перебирались варианты размещения: у ограды сквера в комплексе со стоявшей там трибуной, в центре площади, в каждом из краев.
В 1960 г. на противолежащем площади участке пр. Ленина (ныне Московская улица) уже было построено здание нынешнего института геологии (НВ НИИГГ) с типичным для того времени советским оформлением фасада. Предполагалось, что геологов отсюда со временем попросят, а в здании станет размещаться Обком КПСС. В этом случае установка памятника предусматривалась перед фронтоном этого здания. Однако геологи сумели отстоять свою собственность, и тогда памятник решили поставить там, где он сейчас и стоит.
Под неусыпным контролем властей в феврале-марте 1970 года велось сооружение пьедестала, обустройство окружающей площади. Наконец 21 апреля 1970 года в день столетнего юбилея вождя состоялось открытие новоиспеченной святыни. При большом стечении заполнивших всю площадь приглашенных первый секретарь обкома КПСС А.И.Шибаев дернул за шнур, скреплявший покрывало. Оно благополучно слетело, оставив не у дел группу страховки, расположенную позади памятника на случай непредвиденных заминок. Взору присутствующих открылся монумент, вызвавший восторженную оценку далеко не у всех.
По замыслу авторов скульптора не должна была отражать конкретного эпизода из жизни и деятельности В.И.Ленина. Дело происходит, конечно же, на митинге - ведь В.И.Ленин в пальто, хотя и без кепки. Связь с народом - первая вложенная в композицию мысль, должна была ассоциироваться с первомайскими и ноябрьскими колоннами демонстрантов. Замысел усиливался протянутой рукой вождя. Повернутая вниз кисть и палец - выражение утверждения, незыблемости коммунистических принципов, уверенности в правоте своего дела.

Жалоба в ЦК КПСС

Именно в соответствии с вышесказанным отчетливый и сознательный акцент был сделан на указательном пальце Ленина - он выполнен ненатурально больших размеров. Подобный прием акцентирования известен в архитектуре. Однако перебор получился не только по величине, но и по части смысла. Простые жители и саратовские ветераны КПСС усмотрели в пальце категорическую назидательность и претензию на вседозволенность, что никак не вязалось с традиционно декларируемой ленинской простотой. Поэтому-то и родилось письмо в ЦК КПСС, подписанное старыми саратовскими большевиками, просившими непонравившуюся им деталь заменить на более гармонирующую с народными представлениями о вожде. Другие саратовцы не одобряли положение памятника, при котором Ленин стоит спиной к пешеходам и транспорту главной улицы города.
Приехавшая в Саратов специальная комиссия ЦК долго присматривалась к тому самому пальцу, пристрастно опрашивала всех членов и не членов партии и в конце концов решила-таки: палец вождя не трогать - пусть указует.
Между тем народная молва приписала памятнику, руке и пальцу конкретное выражение: «Ужо вы там!», адресованное будто бы партийной и советской номенклатуре во главе с А.И.Шибаевым, зачастую лишенной ленинской скромности и во время демонстрации занимавшей места на противолежащей трибуне у ограды сквера. Двусмысленная эта прибаутка вскоре приобрела широкую известность и понудила руководство перенести трибуну к подножию ленинского пьедестала.

На финише истории

Спустя малое время палец дал повод новым нелестным замечаниям из серии «каждый видит и понимает в меру своей испорченности». Досужие саратовские журналисты и фотографы открыли в памятнике один нелицеприглядный ракурс... Его просто дружно предпочли замолчать. Не станем говорить о нем и мы, как о досадном для многих недогляде.
Тем не менее в конце 1970 года памятник был выдвинут на соискание Ленинской премии, но безуспешно. В тот год памятники Ленину открылись во многих городах.
С тех пор бронзовому Ильичу не сопутствовало никаких неприятностей - вплоть до начала 90-х годов, когда пронеслось по России поветрие сноса коммунистических святынь. Пачкали ленинский постамент краской, писали на нем хулительные слова и лозунги... Но в отличие от своего балаковского «собрата» он устоял.

Виктор и Николай СЕМЕНОВЫ, "Саратовская панорама

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...