Саратовские новости
культура

О тех, кого любил, вспоминать трудно

29 августа 2001г.

Время неумолимо расставляет все на свои места. Больно изменяют любимые. Предают в угоду личной материальной выгоде близкие друзья. Постепенно сглаживаются потрясения, затягиваются раны, притупляется боль. Лишь иногда, в моменты тихого одиночества, на пороге сумерек, когда суетный день уже ушел, а ночь только собирается затопить мир чернилами забытья, а душа, презрев земные заботы, устремляется вверх и слышит иные неземные песни, тогда-то и заставляет память с прежней болью думать о тех, кого любил, кто был дорог, жалеть навсегда ушедшее и потерянное.
Алексей Юрьевич Горбачев был солнечным человеком. Нет ни одного настоящего ценителя балета, который бы не знал о его знаменитых «Пасхальных каникулах» в Саратовском театре оперетты, где он был главным балетмейстером. В те дни на сцене театра собирался весь артистический цвет хореографии города — от ведущих мастеров сцены, заслуженных артистов до эстрадных коллективов, работающих на площадках ночных увеселительных заведений. Все балетные, хореографические и танцевальные жанры с удовольствием принимали участие в этом проекте, на время забыв разногласия и взаимное неприятие.
Последнее время мы много работали вместе. Помню наши бесконечные споры о балетных либретто. Он всегда хотел, чтобы добро обязательно в конце побеждало. Даже образы однозначно отрицательные в его интерпретации были наделены определенной долей юмора и чистоты. Я говорил, что в жизни мало случаев, когда добро побеждает, потому что зло сильнее, что это и надо показать на сцене. Он же настаивал, что свет должен побеждать тьму, ведь без этого жизнь бессмысленна, а задача художника умножать добро и радость, потому что черноты и так хватает. Он любил говорить о балете и любил спорить об артистах, балетмейстерах, таланте, о том, каким должен быть художник, о том, что главное в жизни, и о том, чего в жизни художника быть не должно. Именно в таких спорах и рождались идеи отдельных номеров, целых балетных спектаклей. Он всегда был очень бескорыстным человеком. Главным для него было творчество, возможность работать, ставить. В этом была вся жизнь. Деньги играли третьестепенную роль. Он мог, мгновенно загоревшись, совершенно бесплатно ставить хореографический номер, поистине жемчужину хореографии, для маленького ребенка, если видел в нем талант, или чувствовал, что есть интересная идея, а мог отказаться от хорошо оплачиваемой работы, ели она шла в разрез с его эмоциональным настроем. Он был настоящим балетным мастером и режиссером, в высшей степени профессиональным, с широчайшим кругозором. Сегодня балетмейстеров такого уровня в нашем регионе нет и еще долгое время не будет.
Алексей Горбачев был скромным человеком, всегда сомневающимся в себе, никогда не удовлетворенным своей работой. Раз поставив номер, все время стремился его улучшить, переставить, переделать под каждого исполнителя, для каждого конкретного концерта. Он вообще очень тонко чувствовал зрителя, знал все законы балетного жанра и хореографического мастерства. Его постановки всегда имели собственный стиль. Их отличали необыкновенно красивые рисунки разводок на сцене, какое-то необычное сочетание добротнейшей профессиональной классической хореографии с элементами народных танцев и модерна. Алексей Горбачев был одним из немногих мастеров балета, работавших в нашем городе, кто получил поистине высочайшую профессиональную подготовку. Сначала саратовское хореографическое училище — самый первый выпуск, так любовно и добросовестно выпестованный самими В. Т. Адашевским и В. А. Дубровиной, затем ГИТИС — педагогический и балетмейстерский факультет, затем работа во всемирно известном московском ансамбле «Сувенир», затем преподавание в Саратовском хореографическом училище и, наконец, работа главным балетмейстером в Саратовском театра оперетты. С гордостью могу сказать, что Алексей Горбачев стоял и у самых истоков нашей саратовской муниципальной хореографической школы «АНТРЕ».
Часто приезжая в другие города, страны, встречаешь друзей и однокурсников Алексея Горбачева. Сегодня они руководят балетными труппами многих театров мира, преподают в вузах, воспитывая высшие балетные кадры, по-прежнему создают красоту для этого мира. И самое трудное, общаясь с ними, говорить, что Алексея Юрьевича Горбачева уже год как нет с нами.

Игорь ПЕРЕПЁЛКИН,
директор Саратовской муниципальной хореографической школы «АНТРЕ»,
художественный руководитель балета «АНТРЕ XXI ВЕК»,
"Саратов-СП"

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...