На прошедшей 6-й межрегиональной выставке «Информационные технологии. Связь. Безопасность. 2002» я попробовал провести блиц-опрос посетителей и узнать, откуда они черпают информацию о компьютерных фирмах, в которые затем идут за покупками.
Каждый четвертый черпает информацию из прессы (я намеренно не уточнял названий СМИ) и столько же – из Интернета. Каждый десятый сообщил, что узнал название фирмы, в которой затем купил технику, из телерекламы. В остальных случаях работает «сарафанное радио»: название фирмы посоветовали друзья, знакомые, начальство. Далее в справочниках или газетно-интернетной рекламе берутся координаты конкретных фирм и начинается прозвон на предмет выяснения более низких цен. А теперь проследим цепочку информации: человек услышал от знакомого, что тот купил компьютер (или принтер, или сканер – не суть важно) в фирме «Зет», почитал прайсы фирмы на ее сайте в Интернет, а потом позвонил туда, чтобы конкретизировать заказ – что он ответит на вопрос менеджера «Откуда вы о нас узнали?»? Или ничего, или – случайно вспомнив – первое всплывшее в памяти название газеты. Вот вам и качество опроса покупателя.
Комментарий «Компьютерры+Саратов»:
На наш взгляд, любые исследования нужно проводить силами профессионалов, учитывающих массу факторов и тонкостей, которые безусловно сказываются на конечном результате. В этой связи хотим напомнить, что Издательский дом «Компьютерра» имеет собственный аналитический отдел.
Влад Ильин