Саратовские новости
Компьютерра+ саратов

Что за порогом ”бизнес-люльки”?

8 февраля 2002г.

25 января Международный образовательный центр Aptech СГТУ провел научно-практическую конференцию ”Инновационная методика бизнес-образования в области Интернет-технологий”. По сути, это была презентация одной из первых в нашей стране попыток пересмотреть и реализовать саму идею бизнес-образования.

Началась конференция с приветственного слова ректора СГТУ, профессора, доктора технических наук Ю.В. Чеботаревского, продолжилась докладами о состоянии в Саратовской области бизнес-образования, Интернет-технологий, и инновационной деятельности.
Было отмечено ключевое значение позиции властных структур, которые активно содействуют развитию в Саратовской области инновационной деятельности. Так, для оказания содействия органам государственной власти и местного самоуправления области, хозяйствующим субъектам в развитии и повышении эффективности инновационного процесса в октябре 1999 года создан экспертный комитет по проблемам инновационной деятельности Высшего экономического совета при губернаторе (ВЭС). Комитет возглавляет первый проректор СГТУ, профессор, доктор экономических наук В.Р. Атоян.
В составе комитета на общественных началах работают ответственные сотрудники правительства Саратовской области, представители промышленных и сельскохозяйственных предприятий, научные работники вузов и научно-исследовательских институтов.
И.о. начальника управления министерства образования Саратовской области О.А. Афонин рассказал собравшимся о реализации новых образовательных технологий.
Доклад начальника отдела науки областного министерства промышленности О.Н. Лутьянова был посвящен применению информационных технологий в процессах разработки и внедрения наукоемкой продукции в промышленности Саратовской области.
Выступление начальника управления министерства экономики области А.С. Санникова было посвящено работе Центра корпоративного предпринимательства.
Дмитрий Веряскин (”Ренет Ком”) отметил, что востребованность специалистов по Интернет-технологиям в данный момент возрастает в связи в развитием российского и саратовского, в частности, Интернета по всем направлениям.
Алексей Кипчатов (”Волгатранстелеком”) заявил, что по данным магистрального оператора ”ВТТ” 70 процентов всего трафика Нижнего Поволжья создается Саратовским регионом вследствие ”высокого количества студентов на душу населения”. В этом видятся и плюсы, и минусы. Так, стремление молодежи к новым технологиям — несомненно, импульс для развития малого и среднего бизнеса, ведь на ниве Интернет ”взращиваются” новые кадры, ”свежая кровь”. Но в то же время этот импульс сдерживается низким качеством и пропускной способностью каналов, к которым подключены вузы.
Дмитрий Колчин (проект ”Поволжский региональный сервер”) рассказал собравшимся о перспективах развития Интернет-коммерции в нашем регионе.
Ознакомив участников конференции с текущим положением дел в сфере применения информационных и Интернет-технологий, организаторы перешли к рассказу о самом проекте, реализованном специалистами МОЦ Aptech СГТУ при поддержке Фонда «Евразия».
К моменту, когда стартовал новый проект МОЦ Aptech СГТУ, у специалистов Центра уже имелся опыт подготовки специалистов в сфере управления бизнесом. Однако, критически оценив ход учебного процесса, организаторы проекта пришли к выводу, что для получения полноценных знаний недостаточно только теоретической подготовки и двухмесячной стажировки. Изучив передовой опыт американских и европейских школ бизнеса, разработчики нового саратовского курса пришли к выводу, что наиболее интересной является идея так называемой ”бизнес-люльки”.
Суть ее в том, что вам не просто читают лекции и проводят бизнес-тренинги, а погружают в мир реального бизнеса, где опытные консультанты (преподаватели и руководители фирм) готовы не только что-то посоветовать, а оказать конкретную помощь в выборе стратегии и тактики ведения бизнеса.
В качестве области приложения бизнеса были выбраны Интернет-технологии как наиболее доступная для обучения и быстроокупаемая ”отрасль”. Выпускники курса должны были представить работающие Интернет-приложения, а сами получить за время обучения знания в различных аспектах менеджмента, реальный опыт работы в бизнесе, а также квалификацию специалистов, в том числе web-дизайнеров и web-мастеров, которая позволила бы им трудоустроиться в процессе работы над проектом или сразу после его окончания.
Роль «няньки» в группах выполняли «тьюторы». Организаторы проекта определяли позицию тьютора как некоего ведущего в группе, основная функция которого заключается в том, чтобы помочь ребятам осознать свою деятельность, отнестись к своему опыту, обнаружить в нем позитив или негатив, определить, от чего зависит тот или иной результат. Тьютор — это не классический лектор вуза, которому важно «отчитать» положенные часы, и не преподаватель, который знает, как надо делать и предлагает свое решение, а человек, который помогает ребятам самим понять, как надо что-то делать.
Надо сказать, идея тьюторства в принципе не нова — она давно зародилась в английских колледжах (отдаленные отголоски этой системы сохранились в отечественном школьном институте классных руководителей, к примеру). В Саратове уже был удачный опыт внедрения подобных идей — в Школе бизнеса и управления ”Диполь”, работающей по британским образовательным программам.
— Далеко не все студенты, пришедшие к нам в начале проекта, понимали, что их ждет, и представляли свою роль в проекте, — рассказывает Ольга Долинина, директор Международного авторизованного образовательного центра АРТЕСН СГТУ. – В результате бизнес-тренингов и ролевых игр ребята прошли через систему естественного отбора, выяснили, кто какую роль может играть в проекте. После значительного отсева, к которому организаторы были готовы, сложившиеся студенческие творческие коллективы прошли все этапы бизнес-цикла работы над продуктов: от проведения маркетинговых исследований, рекламы, поиска заказчиков и заключения договоров до непосредственного выполнения заказов, их тиражирования, оформления и последующей поддержки.
Анализируя ход проекта, участники конференции отметили, что главным результатом проекта следует считать зрелость, состоятельность студентов, способность к принятию на себя ответственности за результат. А декан ФЭТИП СГТУ и, одновременно, предприниматель А. Большаков отметил важность того, что студенты получили навыки общения, групповой работы и стали более подготовленными к реалиям современного бизнеса.
Еще одним важным результатом проекта стало создание оригинальной методики, актуализированной в учебном пособии, презентация которого также состоялась в рамках конференции.
А что же думают сами студенты о проекте? Насколько сбылись ожидания от участия в проекте? Насколько реализованными оказались цели, поставленные участниками?
В перечне ”ожиданий” от проекта лидировали практические навыки ведения бизнеса, коммуникативные навыки, знание Интернет-технологий, умение работать в команде, самоопределение. По результатам анкетирования в завершающей фазе проекта выпускники отметили в качестве приобретенных навыков: коммуникативные, работу в команде, навыки в практическом менеджменте. Самыми ценными приобретениями стали: уверенность в собственных силах, знания по управлению персоналом, маркетингу, менеджменту, Интернет-технологиям, юридическим основам бизнеса. Большинство участников опроса при этом отметили высокую степень достижения поставленных целей. Самыми яркими впечатлениями от программы бизнес-образования оказались: проектный семинар с элементами деловой игры, конференции бизнес-команд и особенно та, на которой состоялись презентации команд; защита бизнес-планов. Всего же выпускниками было реализовано более 20 Интернет-проектов. Часть из них — в специализированных рыночных нишах, таких как ритуальные услуги, медицина, культура, авторынок, и т.п.
Важно отметить, что на вопрос ”Компьютерры+Саратов” о том, есть ли в зале трудоустроенные в процессе реализации проекта люди — четверть выпускников ответили дружным ”да”. Это лишь служит примером выполнения основной задачи проекта — обучения подготовленных и, главное, востребованных специалистов, нужных современному российскому бизнесу. И теперь, когда все сказали ”ВАУ!!!”, расслабляться нельзя — пора засучить рукава и готовиться к реализации нового подобного проекта!!!

Стас Владимиров

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...