Саратовские новости
Компьютерра+ саратов

Сделайте нам красиво

19 января 2002г.

О подводных камнях и глубинных течениях на пути предприятий в Интернет

Сейчас только ленивый пользователь Интернета не обзавелся собственной страничкой или сайтом, благо в Интернете достаточно много компаний, предоставляющих условно бесплатный хостинг (то есть за размещение своих страниц в Интернет вы денег не платите, а лишь организуете показ рекламы компании-благодетеля). Разумеется, бесплатный хостинг, являющийся идеальной возможностью для творческой самореализации отдельных личностей, неприемлем для солидных организаций. Странички какой-либо фирмы на сервере условно бесплатного хостинга вызовут только недоумение потенциальных клиентов: если фирма такая крутая, так неужели не нашлось десяти долларов в месяц на оплату профессионального хостинга?
А создание корпоративных сайтов или интернет-магазинов на бесплатных технических площадках способны вызвать только сарказм у конкурентов.
Как предприятию (организации) разместить информацию
в Интернете?
Рассмотрим два самых известных способа.
Первый — это создание Web-страницы предприятия. Веб-страницы (или, иначе говоря, визитные карточки) можно бесплатно размещать на сайте того провайдера, услугами которого для доступа в Интернет пользуется данная фирма. Если размещение — бесплатное, то за само изготовление странички-визитки придется заплатить либо сотруднику предприятия, либо профессиональной веб-студии. Вопрос о качестве такой визитки — дело сугубо субъективное: достаточно, чтобы дизайн и содержание нравилось руководству.
Второй способ — разработка WWW-сервера. Это предоставляет предприятию гораздо больше возможностей. Главное отличие WWW-сервера от Web-страницы заключается в том, что на нем можно разместить стандартное и специализированное программное обеспечение. Например, чтобы организовать интернет-магазин, необходимы программы формирования заказов покупателями из выставленных прайс-листов, программы выписки и регистрации счетов и т. п. Да и создание представительства фирмы в Интернет — работа серьезная: интернет-офис работает круглосуточно, и потому 24 часа в сутки посетители сайта должны иметь возможность ознакомиться с деятельностью компании, почитать прайсы, посмотреть портфолио, оформить заказ.
Требования к качеству сайта на несколько порядков выше.
— Хороший сайт — это хорошая идея, корректная работа с заказчиком и грамотная реализация, — считает руководитель веб-студии "Интерком-дизайн" Роман Юдкин. — К вопросу о цене: большой и сложный сайт не может стоить дешево. Как правило, над серьезным сайтом работает целая группа специалистов: программисты, дизайнеры, фотографы, маркетологи, контент-редакторы и координаторы проекта.
Разработка большого сайта предполагает ряд нюансов. К ним можно отнести удобство навигации, скорость загрузки изображений, совместимость с различными браузерами, качество верстки HTML, качество программирования, наличие возможности администрирования сайта самим заказчиком через защищенный веб-интерфейс (согласитесь, самому владельцу сайта гораздо удобнее оперативно изменять информацию самостоятельно, чем просить об этом сотрудников компании-провайдера). Чем качественнее сайт, тем он, естественно, дороже, так же как цена автомобиля Audi заведомо выше цены автомобиля ВАЗ, потому что качество реализации у них разное.
Однако соотношение цены и качества, к сожалению, осознают далеко не все заказчики Интернет-страниц и сайтов. Мысль "сделайте нам покрасивше и подешевше" довлеет над умами наиболее прижимистых заказчиков и приводит их к кустарям-одиночкам, гордо именующим себя "веб-студиями", плодящимися быстрее кроликов. Впервые об этом явлении рассказал на форуме сайта http://portal.overta.ru Александр Тимофеев, известный в саратовском Интернете своими веб-разработками:
— Еще недавно все было так спокойно... И вдруг откуда ни возьмись... грибы после дождя, и те медленнее растут. По моим подсчетам, не меньше десятка так называемых студий веб-дизайна пытаются предлагать свои услуги.
Как известно, спрос рождает предложение. Но действительно ли в нашем городе есть такой большой спрос, который породил такой спектр предложений? Дизайн-студии, сайты которых ютятся на бесплатном хостинге... И ведь с серьезным выражением лица, имея в списке работ одну или максимум две работы, за 600 рублей готовы нарисовать "Интернет-сервер из 10-12 страниц и 7-10 изображений". Предлагают изготовление сколь угодно сложных сайтов, интернет-магазинов, поддержку баз данных...
— А что ты хотел? — задается вопросом другой участник дискуссии на форуме. — Если раньше веб-дизайном занимались вебмастера у провайдеров, то теперь в вузах это входит в учебный курс!! Ну как тут не попытаться заработать?
Человек, который не обладает художественным чутьем, считает, что если он знает Фотошоп и Корел, и слегка язык HTML, то он тоже может не хуже Артемия Лебедева делать сайты. А то, что его не признают — ну так это, дескать, удел гениев. Мои прогнозы: очень скоро саратовские веб-студии и веб-дезайнеров саратовские ждет временный кризис с клиентами, потому что вот такие халтурщики-студенты будут перебивать у них клиентов.
Насколько оправданы такие прогнозы? Как заказчику отличить: профессиональная студия предлагает ему свои услуги, или некая бригада студентов, гордо именующая себя профессионалами? Эти вопросы мы адресовали Роману Юдкину и Александру Тимофееву.
— Сложно ответить однозначно, — считает Роман. — Новоявленные веб-студии, конечно же, "отнимают хлеб" у профессионалов, но в основном у одиночек. Или у таких же студий, как новоиспеченные "студенты-профессионалы".
Если же речь идет о профессиональной студии, то у нас и наших коллег есть вполне четкая целевая аудитория, стабильный круг достойных заказчиков. Раз уж мы воспользовались "автомобильными" примерами, то вряд ли менеджеры Audi, например, испытывают беспокойство или раздражение, когда человек покупает автомобиль ВАЗ. У каждого есть своя ниша на рынке, каждый ориентирован на свой круг клиентов.
Один из участников дискуссии на форуме был более пессимистичен и категоричен в оценках:
— Изо дня в день все повторяется снова и снова. Очередная студия, очередной минимум выполненных работ (хорошо, если он вообще есть), очередные обещания сделать "сайт любой сложности за скромные деньги".
В итоге:
— появляются плохие сайты с ужасным качеством дизайна;
— появляются пальцастые ламеры, гордящиеся своими слепленными «на коленке» страничками (а чаще — сворованными у известных компаний, причем сворованными топорно: так один из "кроликов" опубликовал "свои" работы, а в заголовке страницы оставил название компании Саратовэлектросвязь, у которой он, видимо, эту страничку и позаимствовал);
— к тебе не приходят новые заказчики, которые в перспективе захотят развиваться и могут заплатить и больше;
— более того, новые заказчики не приходят в известные и "дорогие" студии, потому что "эти буржуи зажрались, вона скока требуют, а найдем-ка мы студента Васю и заплатим ему в размере стипендии, вот Вася обрадуется".
В конце концов ламеры сбивают цены, внешний вид саратовских сайтов весьма покореженный, а ты и другие профи не при делах.
— Я не Черный Плащ, — ответил собеседнику Александр Тимофеев. — Я не собираюсь спасать мир от нашествия студентов вась, "гигастудий" и т.д. Толпа "кроликов" — для меня по приколу. Мне интересно за ними наблюдать. Как за хомячками, понимаешь? Сегодня Вася сделал очередную поделку за 100 рублей, завтра "гигастудия" сделала очередной портал для очередной кавказской автономии. Ну и молодцы. Им интересно этим заниматься за 100 рублей. Пусть занимаются. Уровень качества сайтов конечно от этого падает, но что ж тут поделать? Кроме студентов вась есть и нормальные ребята, которые делают качественные сайты. Имена их тоже известны, заниматься рекламой не буду. И это хорошо, что есть выбор. Кому-то хочется дешево, кому-то — качественно. К тому же есть надежда, что рано или поздно вышеупомянутые васи повзрослеют, поднаберутся опыта... Глядишь, и изменится что-то в этом мире. А у меня они работу не отнимают. Моя работа — заниматься сайтом компании, в которой я работаю.
Что может посоветовать "Компьютерра+Саратов" тем предприятиям и организациям, которые хотят получить качественный веб-сайт и беседуют об этом с потенциальным исполнителем?
1. Лозунг "доверяй, но проверяй" в данном случае вполне уместен. Проверьте у исполнителя полномочия и документы. Как реально называется предприятие, которому вы заплатите деньги? Чем оно занималось до того, как осчастливило вас предложением своих услуг? Какими реальными техническими возможностями они обладают?
2. Дайте почитать предлагаемый договор юристу. Внимательно изучите техническое задание (ТЗ) сами: достаточно ли внятно сформулировано описание конечного продукта? Неважно, что речь идет о сфере, в которой, быть может, вы себя чувствуете не вполне уверенно: в том-то и ценность качественного ТЗ, что описание условий и результата работы должно быть понятно даже неспециалисту в данной области.
3. Оцените свои возможности использования результата разработки. Если вам обещают САЙТ принести на дискете, а дальше, мол, разбирайтесь сами — подумайте, сможете ли сами разместить сайт в Интернет. Проанализируйте, каким образом вы сможете обновлять информацию на сайте, и предоставляет ли вам исполнитель такую возможность.
4. Поинтересуйтесь у других организаций, уже имеющих свой сайт опытом их работы с исполнителями.
5. Не следует заведомо считать всех жуликами. Если к вам обратилась с коммерческим предложением начинающая веб-студия, которая просит за сайт меньше, чем асы саратовского веб-строительства, не пугайтесь: быть может, вы — первый их клиент, с которого начнется ваш совместный путь в Интернет. Просто прислушайтесь к советам в пунктах 1-4.
Ну а как быть честным веб-студиям, которые делают только первые шаги, и которые не воруют чужих сайтов, не выдают чужие разработки за свои?
Говорят, что небезызвестный Артемий Лебедев первым своим заказчикам показывал портфолио из качественных веб-страниц, сделанных им для других фирм, которые он на самом деле выдумал. Скажете, это обман?
— Портфолио, состоящее из работ, сделанных для выдуманных фирм — это не обман, — считает Александр Тимофеев. — В чем обман-то? Портфолио, насколько я понимаю, предназначено для того, чтобы показать качество своих работ, а не список клиентов, которых ты осчастливил. И поскольку качество работы остается качеством вне зависимости от того, сделал ты ее для реальной шараги или просто на досуге сам для себя нарисовал, то считаю формулировку неправильной.
Есть и другой способ. Обойдите друзей и знакомых, у которых есть своя фирма, и предложите им БЕСПЛАТНО сделать веб-визитки. Сделав 5-6 веб-визиток, которые понравятся вашим знакомым, вы можете смело включать эти визитки в свое портфолио. Тут уж ваша совесть будет абсолютно чиста!
— Я думаю, что новая веб-студия может выходить на рынок только имея достаточный профессиональный уровень, — считает Роман Юдкин. — Без примеров работ с вами никто не станет разговаривать. Поэтому я советую внимательно прислушаться к рекомендациям "Компьютерры+Саратов".
И еще: не предлагайте услуги, которые вы не сможете предоставить, а цены на то, что предлагаете, должны соответствовать вашему уровню профессионализма.

Веб-стройка
с точки зрения фининспектора

Итак, вы — руководитель предприятия и потенциальный заказчик веб-сайта. Вы встретились с исполнителем, обо всем договорились, и теперь ваши заботы — добиться качественного исполнения работ, а заботы вашего главного бухгалтера — грамотно провести затраты.
Давайте вооружимся журналами "Главбух", законодательством о налогах и о рекламе, и попробуем разобраться, как учитывать расходы на создание и содержание Web-страницы и WWW-сервера. "Компьютерра+ Саратов" рекомендует вам отнести затраты на создание и поддержание сайта вашей компании в группу затрат на рекламу.
Что такое реклама? Согласно статье 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе", это информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая должна способствовать их реализации и предназначена для неопределенного круга лиц. Ее можно распространять в любой форме и с помощью любых средств. Таким образом, расходы на разработку и информационное наполнение веб-сайта считаются рекламными. Эти расходы предприятие должно нормировать в целях налогообложения прибыли. Кроме того, с суммы этих затрат исчисляется налог на рекламу.
А вот затраты на поддержку веб-сайта в рабочем состоянии (собственно "хостинг") относятся к затратам, связанным с управлением производством. Такие затраты полностью включают в себестоимость.
Оставим за скобками затраты, связанные с соединением с Интернетом. Как правило, расходы на соединение считаются затратами на оплату услуг связи.
Учитывая, что конкретный пример разнесения затрат по счетам выходит за рамки данной статьи, мы изложим его в одном из ближайших номеров газеты "Компьютерра+Саратов", посвященном информационным технологиям с точки зрения бухгалтера и фининспектора.

Андрей Фурсов

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...